Заявление в следственный комитет о проведении проверки образец

Обращения

Заявление в следственный комитет о проведении проверки образец

Обращения граждан и юридических лиц

Рассмотрение обращений граждан июридических лиц осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от18 июля 2011 года «Обобращениях граждан и юридических лиц» и другими нормативными правовыми актами.

Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» утвержден перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения.

Данным Указом установлено, что обращения, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных органах, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях.

Обращения излагаются на белорусском илирусском языке.

Почтовый адрес центрального аппарата Следственного комитета Республики Беларусь для письменных обращений: 220034, г. Минск, ул. Фрунзе, д. 19.

Почтовые адреса управлений Следственного комитета Республики Беларусь по областям и г.Минску указаны в разделе Контакты.

Текст обращения должен поддаватьсяпрочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивымпочерком.

К письменным обращениям, подаваемымпредставителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие ихполномочия.

В обращениях должна содержаться информацияо результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии)подтверждающих эту информацию документов.

Электронные обращения в Следственныйкомитет Республики Беларусь направляются на адрес электронной почты (sk@sk.gov.by) либо посредством электронной формы «Электронноеобращение», размещенной на данном сайте.

Электронное обращение излагается набелорусском или русском языке.

При несоблюдении данных требованийэлектронные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу.

Ответы на электронные обращениянаправляются в электронном виде на адрес электронной почты, указанный вэлектронном обращении, либо в письменном виде в случаях, установленных ЗакономРеспублики Беларусь от 18 июля 2011 года «Обобращениях граждан и юридических лиц».

Узнайте больше о порядке подачи электронных обращений в специальном разделе сайта «Электронные обращения»

Письменные и электронные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу в случаях, если:


В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления.

Согласно статье 25 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение.

В случае отзыва заявителем своего обращения организация, индивидуальный предприниматель прекращают рассмотрение этого обращения по существу и возвращают заявителю оригиналы документов, приложенных к обращению.

 

Сроки подачи обращений

Согласно положениям статьи 11 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» подача заявителями заявлений и предложений сроком не ограничивается.

Жалобы могут быть поданы заявителями в течение трех лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов. В случае, если указанный срок пропущен по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.

), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными заявителем, этот срок подлежит восстановлению по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя, и жалоба рассматривается в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Сроки рассмотрения обращений

Течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений и исчисляется в месяцах или календарных днях.

Срок рассмотрения обращений, направленных в организации для рассмотрения в соответствии с их компетенцией, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации обращений в этих организациях.

Срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.

Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

Расходы, связанные с рассмотрением обращений

Статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» установлено, что обращения рассматриваются без взимания платы, однако, расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Рассмотрение анонимных обращений

Анонимные обращения, то есть обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Ответственность заявителей за нарушение законодательства при подаче и рассмотрении обращений

Подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Жалобы напроцессуальные действия и решения следователя, начальника следственногоподразделения

Жалобы на процессуальные действия ирешения следователя, начальника следственного подразделения рассматриваются всроки и порядке, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РеспубликиБеларусь.

Правом обжалования таких действий ирешений обладают:

  • участники уголовного процесса;
  • иные физические и юридические лица,если проводимые процессуальные действия и решения затрагивают их интересы.

Жалобы могут быть поданы в устной или письменной форме. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. Иных форм подачи жалоб Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь не предусмотрено.

Жалобы на действия и решения следователя,начальника следственного подразделения могут быть поданы в течение всего срокапредварительного следствия. После направления уголовного дела в суд любые ходатайства и жалобы по делу направляются непосредственно в суд.

Личный прием

В соответствии с абзацем 4 подпункта 1.1 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.

2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» прием граждан, в том числе индивидуальныхпредпринимателей, их представителей, представителей юридических лиц вцентральном аппарате Следственного комитета Республики Беларусь осуществляетсясотрудниками отдела по работе с обращениями граждан в рабочие дни с 8.00 до18.00 по адресу: г. Минск, ул. Фрунзе, д. 19, в том числе по предварительной записи по телефонам (8017) 389-52-67, (8017) 389-52-65.

При себе необходимо иметь документы,удостоверяющие личность. Рекомендуется также иметь ответы на предыдущиеобращения и иные необходимые для рассмотрения вопроса документы.

ГРАФИК

личного приема граждан, ихпредставителей, представителей юридических лиц руководством Следственногокомитета Республики Беларусь

Председатель Следственного комитета Республики Беларусьпервая среда месяца с 8 до 13 часов
Первый заместитель Председателя Следственного комитетаРеспублики БеларусьВолковвторая среда месяца с 8 до 13 часовпятая среда января-апреляс 8 до 13 часов
Заместитель Председателя Следственного комитетаРеспублики Беларусьтретья среда месяца с 8 до 13 часовпятая среда мая-августас 8 до 13 часов
Заместитель Председателя Следственного комитетаРеспублики БеларусьАземшачетвертая среда месяца с 8 до 13 часовпятая среда сентября-декабряс 8 до 13 часов

Председатель Следственного комитета Республики Беларусь и его заместители проводят личный прием по вопросам, относящимся к компетенции Следственного комитета Республики Беларусь, как правило, по предварительной записи.

Вопрос о записи на личный прием к Председателю Следственного комитета Республики Беларусь рассматривается на основании жалобы на решения заместителей Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, содержащей просьбу о личном приеме, как правило, после осуществления личного приема заместителем Председателя Следственного комитета Республики Беларусь.

Вопрос о предварительной записи на личный прием к заместителям Председателя Следственного комитета Республики Беларусь рассматривается на основании жалобы на решения начальников структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета Республики Беларусь.

Источник: https://sk.gov.by/ru/obrascheniya-ru/

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Заявление в следственный комитет о проведении проверки образец

Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений.

А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально.

С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей.

Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки».

Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит.

А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает.

Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура».

И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место.

Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан.

Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении).

Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ.

Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

  • приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=6371

Памятка для обращающихся в органы прокуратуры

Заявление в следственный комитет о проведении проверки образец

Как правильно написать и подать жалобу в прокуратуру?

Люди возлагают на государственные органы большие надежды и доверяют им решение сложных проблем. Диалог, как правило, ведётся в письменной форме, граждане и юридические лица направляют для рассмотрения чиновникам свои обращения.

Бытует мнение, что пускаться «по инстанциям» – бессмысленно, поскольку должностные лица относятся к обязанностям дежурно и без должного внимания, но это не так. Порой само обращение написано таким образом, что оставляет больше вопросов, чем ответов.

Как увеличить шансы на успех и привлечь внимание к своей проблеме?

Письменная форма коммуникации регламентирована законом «Об обращениях граждан и юридических лиц», принятым Палатой представителей Республики Беларусь 24.06.2011. Однако закон – это лишь руководство к действию, предусмотреть в его тексте все нюансы и тонкости невозможно.

Прокуратура также рассматривает жалобы и обращения в рамках уголовного, гражданского, административного законодательства и других видов права, и процедура, сроки разрешения заявления порой отличается от вышеуказанного Закона.

Мы хотим рассказать Вам несколько правил, которые помогут написать грамотное обращение, повысив вероятность его успешного рассмотрения.

Какое решение обжалуется?

Начать изложение проблемы следует грамотно, рассказав, с чем именно Вы не согласны. К примеру, у гражданина П. его знакомый Д. одолжил 300 долларов США, но в установленный срок деньги не вернул. В добровольном порядке исполнить свои обязательства отказался.

От встреч и телефонных разговоров уклоняется. Если гражданин П. обращался в милицию, и ему было отказано в возбуждении уголовного дела – жалоба подаётся в рамках уголовно-процессуального права.

Если же он подавал заявление в суд, но решение было вынесено не в его пользу – в рамках гражданско-процессуального законодательства.

Компетенция прокуратуры очень широка: надзорный орган рассматривает жалобы на действия и решения органов внутренних дел (в том числе милиции и ГАИ), судебные решения, решения Следственного комитета Республики Беларусь и многое другое. И всё же, перед подачей обращения будет нелишним уточнить, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос.

Основная масса жалоб рассматривается безвозмездно, но для отдельной категории заявлений предусмотрено взимание госпошлины. Это касается постановлений по делам об административных правонарушениях.

Размер пошлины зависит от суммы штрафа, наложенного на лицо, в отношении которого ведётся административный процесс.

Даже если орган вынес решение о прекращении дела об административном правонарушении, госпошлина всё равно взимается – в размере одной базовой величины.

Почему данное решение является незаконным?

Закон не обязывает заявителя указывать основания для отмены решения, однако данное действие выглядит логичным и грамотным.

Если речь идёт о постановлениях районных УВД об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении проверки, необходимо указать доводы, которые не были исследованы в ходе проведения проверки.

Возвращаясь к вышеуказанному примеру, где гражданин П. имел несчастье одолжить денежные средства своему знакомому Д., можно указать следующие нюансы.

Так, органы внутренних дел в ходе первичной проверки могли не установить местонахождение лица, на которое жалуется заявитель, и попросту не опросить его по обстоятельствам проверки. Возможно, гражданин Д выманивал денежные средства под обещание выплаты больших процентов, и в кредиторах у него несколько сотен человек.

Если мы говорим о судебных решениях, то основаниями к их отмене могут быть любые нарушения процессуального законодательства (не допрошены все свидетели, стороны не уведомлены о проведении заседания и т.д.). Таким образом, в обращении нужно указать, почему решение, на Ваш взгляд, является неправильным. Ссылаться на конкретные правовые нормы необязательно, однако это будет желательным.

Обращались ли Вы с этой проблемой ранее?

Чтобы повысить эффективность рассмотрения обращений, нужно указать информацию о том, рассматривались ли аналогичные жалобы в других государственных органах.

Желательно приобщить к своему заявлению копии ответов, полученных ранее (данное требование приводит и закон «Об обращениях граждан и юридических лиц»). Это упростит понимание сути жалобы, а также поможет наметить пути к её оптимальному рассмотрению.

Так, если Вы обращаетесь в прокуратуру города Минска с заявлением о несогласии с решением районного прокурора, то необходимо приобщить копию последнего ответа, полученного из районной прокуратуры.

Обязательные реквизиты обращения.

Направляя жалобу в прокуратуру или другой государственный орган, обязательно укажите следующие данные:

– Наименование органа, в который подаётся обращение.

– Ваши полные анкетные данные или реквизиты лица, которое направляет жалобу (фамилия, имя и отчество – для физических лиц; полное название организации, должность заявителя и основания подачи – для юридических лиц).

– Личная подпись (для юридических лиц – заверенная печатью).

– Адрес места жительства, на который заявитель желает получить ответ.

Желательно также указать дату обращения, а также свои контактные телефоны. Возможно, должностное лицо, разрешающее жалобу по существу, захочет связаться с Вами и уточнить те или иные детали, вызвать для опроса в письменной форме. Отсутствие подписи гражданина, печати юридического лица, может повлечь отказ от рассмотрения обращения.

Правила написания жалобы:

1. Ёмкость. Лишние слова, ненужные выражения сильно отвлекают от понимания сути обращения. Не стоит излагать в жалобе историю всей своей жизни: постарайтесь быть как можно более лаконичным. В обращении так же не должно быть оскорблений, непечатных слов и выражений, а также иных лексических излишеств.

2. Читабельность. Если обращение пишется от руки, нужно постараться, чтобы оно было понятным любому человеку. Трудности в прочтении имен, фамилий, а также иных данных могут затруднить рассмотрение жалобы либо сделать его невозможным. То же самое касается печатной жалобы: если прочитать её в силу дефектов принтера нереально, то в её рассмотрении может быть отказано.

3. Завершённость. Очень важно, чтобы в заявлении присутствовала просительная часть – чего именно требует от прокуратуры или другого государственного органа заявитель. В противном случае остаётся непонятным, что именно побудило физическое или юридическое лицо написать жалобу.

Каким образом лучше подавать жалобы в районную прокуратуру?

У заявителя есть возможность воспользоваться любым способом коммуникации: электронная и обычная почта, личный приём, почтовый ящик, который находится внутри помещения.

Если вопрос достаточно сложен и требует уточнения, то лучше самостоятельно прийти в прокуратуру и побеседовать с прокурором, его помощниками или заместителями. Приём ведётся ежедневно с 09.00 до 18.00, а по определённым дням – ещё и с 08.00 до 09.00 и с 18.00 до 20.

00. Возможно, Вам подскажут, как решить проблему быстро и легко – исходя из практики работы.

Пожалуй, ещё один хороший способ подачи жалобы – традиционная почта. Пересылаемые письма регистрируются в журналах, поэтому возможность потери обращения сведена к минимуму.

Что касается электронных заявлений, то данный вид связи тоже достаточно эффективен, но рассмотрение жалобы может затянуться, так как она поступает к исполнителю лишь через несколько дней – после определения территориальности и подведомственности.

Что делать, если в отношении Вас совершено преступление?

Отдельная категория обращений – это заявления и сообщения о совершенных либо готовящихся преступлениях. Подавать их нужно в органы внутренних дел (милиция) либо в Следственный комитет Республики Беларусь.

С 1 января 2012 года прокуратура окончательно стала надзорным органом с небольшими полномочиями в части проведения доследственных проверок по заявлениям граждан и юридических лиц.

Разумеется, Вы можете обратиться и в её органы, и в этом случае обращение будет перенаправлено в соответствии с требованиями территориальности, компетенции, подследственности, в том числе с контролем.

При соблюдении скромных требований к жалобе, органы прокуратуры никогда не откажут заявителю в её рассмотрении. Будьте уверены: вместе мы устраним нарушения Закона и сможет восстановить справедливость.

Помощник прокурора Партизанского района г.Минска юрист 2 классаШевцов В.Г.

Источник: http://part.gov.by/management/pravoporyadok/prokuratura-partizanskogo-rajona/434-pamyatka-dlya-obrashchayushchikhsya-v-organy-prokuratury

записи с аннотациями

Заявление в следственный комитет о проведении проверки образец

16 июня 2016

«Ваше право» (совместный проект Тӑван радио Национальной телерадиокомпании Чувашии и прокуратуры Чувашской Республики»). Выпуск 16.06.2016. Тема передачи – «Возмещение вреда, причиненного преступлением».

Любой потерпевший, которому причинен вред от преступления, заинтересован в том, чтобы этот вред был возмещен. Порой для него этого даже важнее, чем справедливое наказание для преступников.

О том, как добиться возмещения ущерба – в очередном выпуске передачи «Ваше право».

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

Сегодня мы обсуждаем тему по вопросам возмещения вреда, причиненного преступлением. Любой потерпевший, которому причинен вред от преступления, заинтересован в том, чтобы этот вред был возмещен.

Порой для него этого даже важнее, чем справедливое наказание для преступников.

О том, как добиться возмещения ущерба от преступления мы поговорим с прокурором отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Чувашской Республики Дмитрием Максимовым.

Здравствуйте, Дмитрий Олегович!

Здравствуйте!

На сколько я знаю, вы ведете надзор за следствием в прокуратуре республики, изучаете уголовные дела, которые Вам приносят следователи МВД, следственного комитета.

Согласитесь, следователи в основном ориентированы на раскрытие преступлений и сбор доказательств, подтверждающих вину подозреваемых, обвиняемых.

А как обстоят дела с возмещением ущерба, причиненного преступлением потерпевшим? Должны ли следователи по закону принимать меры и в этих целях тоже?

Да, к сожалению, ранее этому вопросу следователи уделяли недостаточное внимание. В основном действительно вся деятельность была направлена лишь на расследование преступлений, сбор доказательств и направление уголовных дел в суд.

Потерпевшим зачастую сами приходилось обращаться в суды о взыскании ущерба как правило уже после вынесения приговора. И то, если у него хватит средств на оплату услуг юриста.

А как Вы сами понимаете преступники, которые причинили ущерб, в том числе похитили чужое имущество, например, не заинтересованы в том, чтобы его возвращать и предпринимают любые действия, чтобы уйти от материальной ответственности: стараются избавиться как от своего, так и от похищенного имущества, «оформляют» его на других лиц и т. д.

Соответственно, обращать взыскание не на что, судебные приставы, исполняющие такие судебные решения, ничего не могут уже сделать. Поэтому важно вовремя принять меры к установлению имущества преступников и наложению на него ареста еще до направления уголовного дела в суд.

А что должен сделать следователь?

В Уголовно-процессуальном кодексе четко указано, что если будет установлено, что совершенным преступлением причинен имущественный вред, следователь, дознаватель обязаны принять меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда, и по наложению ареста на данное имущество.

Т. е. речь идет только об имущественном вреде, не моральном?

Согласно закону, гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.

Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя.

Однако гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда, который также будет рассматриваться совместно с уголовным делом при вынесении приговора.

Какие это меры должен принять следователь или дознаватель, как уже сказано, направленные на установление имущества подозреваемого, обвиняемого?

Вообще органы предварительного расследования должны прилагать усилия к розыску имущества: направлять запросы в регистрирующие органы, запрашивать сведения в банках и др. Оно также может быть выявлено в ходе осмотра места происшествия, обысков и т. д.

При выявлении такого имущество следователь должен принять меры по наложению на него ареста.

В этих целях следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.

А сам потерпевший должен принимать какие-либо меры?

В соответствии со ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса РФ при наличии оснований полагать, что физическому или юридическому лицу причинен вред непосредственно преступлением, последние вправе предъявить гражданский иск.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. Таким образом, потерпевшему необходимо представить гражданский иск либо следователю (дознавателю) до направления уголовного дела в суд, либо судье уже в ходе рассмотрения дела, но до окончания судебного следствия.

Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя.

При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины, что немаловажно.

Т. е. важно, чтобы потерпевший как можно раньше написал иск и отдал его следователю?

Да.

А если скажем, человеку длительное время не платили зарплату на предприятии.

Потом оно было ликвидировано, все имущество распродано, или в отношении него введена процедура банкротства и неизвестно, есть ли там достаточное имущество для того, чтобы расплатиться со всеми кредиторами, которым должны не только, например, зарплату, но и налоги и т. д.

За невыплату заработной платы в отношении руководителя предприятия возбудили уголовное дело. Можно ли непосредственно за счет его личного имущества уже получить свой долг, а не за счет имущества предприятия?

Да, если совместно с уголовным делом будет предъявлен гражданский иск, почему бы и нет. В этом случае сам руководитель организации будет нести ответственность за долги по зарплате своим личным имуществом.

Но для этого необходимо, чтобы были достаточные основания для возбуждения уголовного дела – невыплата заработной платы свыше 2 месяцев или частичная невыплата свыше 3 месяцев, совершенная из корыстной или мной личной заинтересованности.

Согласитесь, не всегда уголовные дела с момента причинения ущерба гражданину, возбуждаются сразу. Особенно это касается мошенничества, деятельности «финансовых пирамид», например.

Иногда проходит чуть ли ни год, прежде чем будет возбуждено уголовное дело. Пока установят, что это – система и т. д.

Стоит ли гражданину ждать этого момента или принимать меры по взысканию своего имущества еще до возбуждения уголовного дела?

Не стоит дожидаться возбуждения уголовного дела. В случае, если уголовное дело не возбуждено, гражданин все равно может обратиться за защитой нарушенных прав в суд. Для этого ему необходимо предъявить исковое заявление непосредственно в суд. И здесь важно обратить внимание на обстоятельства.

Если есть основания полагать, что ответчик попытается скрыть свое имущество или совершить иные действия, препятствующие исполнению решения суда – лучше не ждать, пока суд рассмотрит Ваш иск и вынесет решение, а сразу наряду с иском представить заявление о наложении ареста на имущества должника.

Заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле. О принятии мер по обеспечению иска судья или суд выносит определение. В этом случае наложением ареста уже будут заниматься судебные приставы-исполнители.

Возмещения вреда, причиненного потерпевшему, обеспечивается не только за счет личного имущества обвиняемого. Следователь ведь обязан принять меры к установлению похищенного имущества, если оно есть?

Да, конечно. В этом случае деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества подлежат возвращению законному владельцу после вынесения приговора. Если они будут обнаружены в ходе следственных действий, они также подлежат аресту.

Ущерб гражданину может быть причинен как физическим, так и юридическим лицом, т. е. организацией. Если, например, рассматривать ситуацию с невыплатой заработной платы и совершением сделки с «финансовой пирамидой», то иск при отсутствии уголовного дела можно предъявить только к организации, где работает человек или с которой заключена сделка.

Как Вами уже сказано, если уголовное дело возбуждено, то вред, причиненный уже преступлением, можно взыскать с конкретных физических лиц.

А если будут предъявлены два гражданских иска, как отдельно, так и совместно с уголовным делом, то есть как к юридическому лицу, так и к обвиняемому, как в этом случае решит суд? И стоит ли предъявлять два иска?

Если гражданином уже предъявлен иск отдельно от уголовного дела, это не препятствует ему предъявить иск совместно с уголовным делом непосредственно к лицам, совершившим преступление. Мы уже привели пример с заработной платой. Допустим, человек обратился в суд к предприятию.

Убедился, что никакого имущества там нет. Обратился в следственный комитет с заявлением о возбуждении уголовного дела. Дело возбуждено. Здесь уже можно взыскать сумму с виновного физического лица. Тоже самое и с ситуацией с «финансовыми пирамидами».

Нужно использовать все способы защиты нарушенных прав.

Только надо иметь ввиду, что вопрос об удовлетворении гражданского иска судья решает одновременно с вынесением приговора. Судья может этот вопрос вынести и в отдельное гражданское судопроизводство.

Если в суде два иска – гражданское дело могут приостановить до рассмотрения уголовного. Дважды вред и с юридического и физического лица не взыщут.

Нужно потом будет определяться, от какого иска придется отказаться.

И наконец, последний вопрос. Если следователь бездействует в части установления имущества в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного преступления, наложения на него ареста, можно ли обратиться в прокуратуру?

Да, можно. Для этого мы и осуществляем надзор за органами предварительного расследования. Жалобы на бездействие этих органов рассматриваются в течение 3 суток. Этот срок может быть продлен до 10 суток.

Спасибо, Дмитрий Олегович, за разъяснение столь нужных вопросов.

А еще раз напоминаю, что с нами был прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Чувашской Республики Дмитрий Максимов.

Как видим, найти виновного в совершении преступления и добиться справедливого наказания – всего лишь полдела. Важно возместить понесенный от преступников ущерб, что на деле не всегда просто. И здесь нужна активность и от самого потерпевшего. Надеемся, что наша передача в какой-то степени помогла дать необходимые знания для этого. До новых встреч в эфире.

Источник: http://www.chuvprok.gov.ru/audio.php?id=85

Порядок обжалования действий или бездействия следователя

Заявление в следственный комитет о проведении проверки образец

Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-25-49

Судебное производство начинается со следствия, позволяющего выявить обстоятельства и факты по делу. Следователь обязан приложить максимум усилий, чтобы установить истину, найти доказательства, оформить свидетельские показания.

К сожалению, в современной практике нередко встречаются случаи, когда действия должностного лица противоречат законодательным нормам.

Граждане вправе обжаловать противоправные действия или бездействие следователя. Жалоба — эффективный инструмент воздействия на некомпетентного сотрудника, однако следует знать, как и куда направлять этот документ.

Грамотно и законно организовать процесс поможет опытный юрист. Онлайн-консультации — это оперативные и эффективные рекомендации в любое удобное время.

Правила подачи жалобы

Обжалование действий следователя можно проводить, имея веские основания, существенные доказательства нарушений при расследовании уголовного дела. Жалоба на действия следователя подается в следственный комитет, органы прокуратуры, судебные инстанции. Перед тем как составить этот документ, следует ознакомиться с его образцом. Также можно посоветоваться с квалифицированным специалистом.

Важно проводить обжалование, соблюдая строгий порядок и последовательность действий. Изначально на бездействие или неправомерное поведение следователя претензия подается в следственный комитет. Эта контролирующая вышестоящая инстанция обязана организовать проверку по факту обращения и призвать виновных к ответственности.

На практике встречаются ситуации, когда жалоба остается не рассмотренной или дело просто откладывается. Столкнувшись с равнодушием или некомпетентностью руководителя следственного органа, нужно предпринимать более радикальные меры.

Обжалование принесет результат, если написать заявление на имя прокурора (образец можно скачать на нашем сайте или взять в канцелярии).

Прокуратура выполняет надзорную функцию и следит за соблюдением законности со стороны должностных лиц, она не имеет права отказать в рассмотрении жалобы (для этого отводится 3 суток, в исключительных случаях срок может быть продлен до 10 дней). В полномочиях прокурора полностью или частично удовлетворить прошение, а также отказать в нем (в таком случае следует обращаться в суд).

Обжалование бездействия следователя в суде лучше доверить профессионалу. Юрист составит иск на основе процессуальных требований и норм судебной этики.

Особенности оформления претензии

Опытные специалисты советуют проводить процедуру обжалования, одновременно подавая прошение руководителю следственного органа, прокурору и в суд, что обеспечит рассмотрение дела в минимальные сроки. Жалоба на некомпетентную работу следователей при ведении уголовного дела не имеет строго установленной формы оформления.

Текст документа должен быть лаконичным и информативным, не содержать некорректных выражений и эмоциональных высказываний. Недопустимы также грамматические ошибки, исправления и сокращения. Обжалование будет успешно проведено, если в документ будут включены:

  • наименование инстанции, куда он подается (следственный комитет, отделение прокуратуры, суд);
  • личные сведения и контактные данные заявителя;
  • суть проблемы (перечень неправомерных действий);
  • информация о деле, которое рассматривал некомпетентный следователь, вынесенном им решении;
  • требования заявителя;
  • дата и подпись.

Процедуру не получится провести, если бумага будет анонимной или лишенной смысла. Важно приложить к заявлению все документы, относящиеся к делу. Писать жалобу можно от руки или с помощью компьютера. Лучше составить несколько экземпляров, поскольку одна копия остается у заявителя, вторая — передается контролирующим органам, а третья — ответчику.

Заявление на обжалование работы должностного лица направляется почтой (с отметкой о получении документа нужными инстанциями). Также она передается при личном посещении государственных органов.

Процедура рассмотрения заявления

Прокурору и руководителю следственного органа дается только 3 дня для принятия решения по поступившей жалобе (иногда срок может быть увеличен до 10 дней).

После проведения проверки выносится постановление, если оно положительное, виновнику вменяется взыскание в строго установленные сроки, о чем сообщается заявителю.

Человек, против которого подавалась претензия, также может обжаловать вынесенную резолюцию.

Жаловаться на бездействие следователя и постановления других органов можно в районный суд, который принимает иск не только от пострадавшего, но и от его защитника, законного представителя. Обращение проводится при личном посещении судебного органа.

Судья проанализирует действия должностного лица на открытом заседании максимум через 5 дней после подачи заявления. Уголовный кодекс не чинит препятствий для рассмотрения претензии в судебном порядке, если некоторые участники не явились на слушание. В результате суд признает действия должностного лица неправомерными или оставит жалобу без удовлетворения.

(12 4,80 из 5)
Загрузка…

Источник: https://vprave.guru/sudebnye/zhaloba-na-bezdejstvie-sledovatelya.html

Юрист Тимофеев
Добавить комментарий