Право на дошкольное образование конституция

Федеральный закон об образовании о садике – Советы юристов и адвокатов из Москвы

Право на дошкольное образование конституция

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:

  • Для жителей Москвы и МО – +7 (499) 653-60-72 Доб. 448
  • Санкт-Петербург и Лен. область – +7 (812) 426-14-07 Доб. 773

На сайте http: На каком основании и в какие сроки осуществляется зачисление в дошкольные образовательные организации? В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях статья 43 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря г. При этом в Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования. Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов подпункт 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября г.

Распечатать Льготы в детский сад Какие льготы в детский сад предусмотрены государством для отдельной категории граждан?

Во исполнение вышеуказанных требований законодательства Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от Основаниями для перевода обучающегося в другую дошкольную образовательную организацию могут служить следующие обстоятельства:

Что говорит закон о детских садах 2019: предоставление мест, компенсации и другие вопросы

Кирилл Дружинин, активист движения “Российским детям — доступное дошкольное образование”, эксперт комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ Подавляющее большинство родителей считают, что нехватка мест в детских садах — это как бы данная реальность: Между тем, власти города обязаны предоставить место в детском саду ребенку в течение одного месяца с момента вашего обращения в муниципалитет регистрации ребенка в управлении образования , если только вы сами не указали иной срок для его поступления в ДОУ.

А их желание для нас ничего не значит: Это решают только родители, и никто больше. Я вкратце разъясню, что говорит на самом деле закон, как его применить, чтобы не ждать несколько лет своей очереди в садик.

Конституция России не только дала нашим детям право на образование, но и гарантировала его общедоступность и бесплатность в муниципальных детских садах. Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования в отличие от общего образования в школах для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка.

Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать. Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь рада норм положений законодательства — каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм.

А также понимать, какова роль муниципалитета в реализации этих норм. Что говорит закон Конституция страны, дающая каждому из нас ценности в виде прав на определенные блага в том числе и на образование вообще, и на дошкольное образование как его элемент — в частности , обозначает общие принципы распределения этих благ и условия для реализации этих принципов.

Вот эти общие принципы: Статья 7 1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, … развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19 1. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Статья 38 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 55 1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своей совокупности приведенные положения означают, что ни один ребенок, никаким образом, ни при каких обстоятельствах в том числе при обстоятельстве нехватки мест в детских садах города , ни по какой причине не может быть лишен права на получение дошкольного образования в муниципальных детских садах, пусть такое образование и не является обязательным.

Следовательно, Конституция России определяет принципы: Таким образом, образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.

Продолжая линию всеобщего конституционного равенства и реализуя эти положения Конституции, депутаты Госдумы РФ приняли в некоторых федеральных законах ряд положений, закрепляющих эти принципы: Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября г.

Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей законных представителей. Все вместе это означает, что отказ вашему ребенку в приеме в детский сад может быть обоснован только: Это — единственные законные основания для отказа в приеме.

Роль муниципалитета Теперь разберемся с ролью муниципалитета в обеспечении предоставления дошкольного образования в детских садах и когда вашему ребенку обязаны предоставить место в садике с момента вашего обращения в муниципалитет или его управление образования. Начнем с Конституции: Статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 15 1.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16 1. Положения настоящей главы Конституции то есть и вышеуказанных двух статей — Прим.

Все вместе эти положения означают, что орган местного самоуправления муниципалитет и его структурно-отраслевые подразделения, в том числе подразделение по управлению образованием не может совершать действий, осуществлять бездействие или принимать нормативные акты, противоречащие или не соответствующие положениям Конституции и федеральных законов.

Таким образом утверждается публично-правовой характер наделяемых муниципалитету законом полномочий и обязательств.

Принцип публичного права можно коротко описать так: Следуя положениям статьи 12 Конституции РФ, федеральный законодатель абзацем 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от Это в том числе означает, что муниципалитет не вправе самовольно устанавливать сроки исполнения своих публично-правовых обязательств, а также переносить сроки исполнения этих обязательств, если только федеральным законом ему не дано такое право.

Частью 4 статьи 7 этого закона конкретизированы положения статьи 15 Конституции: Дает ли право федеральный закон муниципалитету устанавливать сроки при распределении мест в детские сады? Вопросы, связанные с реализацией права на образование, в том числе и его предоставлением, рассматривает Закон РФ от Статьей 31 к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения предоставления дошкольного образования федеральный законодатель отнес: Перечень полномочий этим исчерпывается, права полного или частичного неисполнения этих полномочий не предусмотрено.

Это понятно: Если муниципалитет дает места одним сверстникам по факту их наличия, а другим не дает по факту отсутствия мест, то это означает, что первые будут нарушать права других путем осуществления своих прав, что прямо противоречит части 3 статьи 17 Конституции.

Тогда какой же срок есть у муниципалитета для исполнения своих полномочий, если этот срок не оговорен в положениях Закона РФ “Об образовании”?

Так как дошкольное образование в муниципальном детском саду не обязательно, но гарантировано, то для реализации нашим ребенком права на него мы должны обратиться в муниципалитет — без этого обращения он не обязан искать нас и интересоваться, почему это мы не хотим отдать ребенка в детский сад.

Сроки работы с обращениями граждан регулирует статья 12 Федерального закона РФ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” от Поскольку законодательство запрещает муниципалитету уклоняться от исполнения своих полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования а обеспечение наличия свободного места в детском саду, в том числе его создание, является именно организационным вопросом , то ваше обращение в муниципалитет о предоставлении места в детском саду по месту жительства должно быть не просто рассмотрено в течение месяца, но и удовлетворено!

В случае же если вам отказывают на основании отсутствия свободных мест, вам необходимо обратиться в муниципалитет не только за предоставлением места, но и за его созданием обеспечением наличия , а отказ на такое заявления будет совершенно незаконным, что даст вам возможность обжаловать его в суде или через прокуратуру.

Все типовые обращения в органы местного самоуправления, прокуратуру и суд с полным юридическим обоснованием , а также алгоритм действий в случае если вам отказывают в предоставлении места в садике, вы можете увидеть в моем блоге , специально созданном для этих целей.

Мне, после отказа управления образования и обещания устроить ребенка в сад только в случае высвобождения другим ребенком занятого места, оказалось достаточно обратиться к мэру о создании места.

Я написал заявление 11 мая, с 25 июня моя дочь начнет посещать садик. Суд и прокуратура не понадобились.

Теперь, будучи довольно основательно подкованными в законодательстве, вы, уважаемые родители, можете сами проверить, не обманывают ли вас местные чиновники, говоря, что они ничего вам не должны, что закон предусматривает посещение детьми садиков только с 2 лет, или соответствуют ли закону сроки комплектования детских садов в вашем городе, а также условие комплектования ваших садиков только при условии наличия свободных мест.

Источник: https://iber2017.com/ugolovnoe-pravo/federalniy-zakon-ob-obrazovanii-o-sadike.php

«Шпаргалка» для тех, кто идет в суд (отстаивая право свое ребенка на место в детском саду)

Право на дошкольное образование конституция

Ссылки на законы:

Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»

Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти.

Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»

Типовое положение о дошкольном образовании (п.

3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»

Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п.

13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.

Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.

Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении.

Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).

В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
  • Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
  • Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
  • Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
  • Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
  • Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
  • Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
  • Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
  • В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.

Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • В очереди надо стоять более одного года;
  • Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
  • Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
  • Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
  • Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.

Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.

Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.

Источник: https://familyr-pravo.livejournal.com/3876.html

Право на дошкольное образование конституция

Право на дошкольное образование конституция

провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то обстоятельство, что в независимой России первым Указом Президента РСФСР стал Указ

«О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации»

от 11 июля 1991 г. (Ведомости РСФСР. 1991. N 31.

Положения, закрепленные в комментируемой статье Конституции и в Законе РФ «Об образовании», в полной мере отвечают международным стандартам в сфере образования.

В указанном Законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Конституция РФ о правах ребенка

Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

  • Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
  • Статья 31 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

    Статья 35

    • Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
    • Право наследования гарантируется.
    • Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
    • Право частной собственности охраняется законом.

    Статья 38

    • Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    Наши права

    Также в одном экземпляре необходимо предоставить копию паспорта – страница с фотографией и фамилией – в качестве свидетельства, что вы родитель и являетесь представителем ребенка в суде. Все документы несете в Центральный суд города Омска, по адресу Тарская 25 (по месту расположения ответчика).

    В кабинете на первом этаже (приемная) сдаете документы, далее вам скажут сумму госпошлины (на данный момент 200 рублей), идете оплачивать в ближайшее отделение Сбербанка (также на Тарской), затем возвращаетесь в здание суда в приемную и подкрепляете чек к делу. Ждете повестку на предварительное слушание по указанному в иске адресу (примерно месяц).

    К предварительному слушанию следует подготовиться. Также я предъявила суду следующие данные: Статья о нахождении нарушений прав граждан на доступное дошкольное образование Генпрокуратурой РФ практически во всех регионах страны (некоторые области прямо перечислены, включая Омскую)

    Доступность детского сада: о чем молчат чиновники

    Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования (в отличие от общего образования в школах) для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка.

    Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать.

    Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь ряда норм (положений) законодательства – каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм.

    Вот эти общие принципы:Статья 71. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание

    А вы знаете, что право ребенка на дошкольное образование прописано в Конституции Российской Федерации?

    Это значит, что государс…

    руб ежемесячно и выплачиваться до момента, когда появится место в детсаде. На него имеют право и работающие женщины и неработающие, а также студенты.

    Так как компенсация за не предоставление детского сада по причине отсутствия мест выплачивается из регионального бюджета, то сами регионы пока решают выплачивать такую компенсацию или нет.

    Особенно в садиках нуждаются Архангельская, Новосибирская, Волгоградская, Нижегородская, Томская, Свердловская области. Решение выплачивать такую компенсацию уже приняли в Красноярске, Кировске, Архангельске, Перми, Липецке, Самаре, Томске, Ямало-Ненецком АО, Смоленской обл, Ярославле, Ханты-Мансийском АО, Березниках (Пермский край).

    Право на образование

    отношение ко всем видам (уровням) образования постепенно меняется.

    Вопрос настолько остро стоит, что буквально пару дней назад одна чья-то цитата через лайки всполошила весь контакт. Вот оригинал: Девчата, а в вы знаете, что по достижению вашего ребенка 1,5 лет, вам обязаны предоставить место в детском саду.

    Школа является критически важным элементом в этом процессе.

    По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США).

    На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США.

    Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 4% ВВП).

    Качество образования недостаточное.

    Все это характеризует действие конституционных норм на практике.

    Статья 43 Конституции РФ

    поправок в была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование). По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575).

    На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576).

    Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным. Качество образования недостаточное. Все это характеризует действие конституционных норм на практике.

    Россия подписала соглашение о присоединении до 2010 г. к так называемому Болонскому (европейскому) процессу образования.

    Поэтому в целях совершенствования образования в России с 2006 г.

    Право на дошкольное образование

    Заявление следует направить способом, обеспечивающим фиксацию факта и момента его вручения адресату.

    По истечении одного месяца (статья 12 Федерального закона № 59-ФЗ) Вам обязаны дать письменный мотивированный ответ и решить таким образом Ваш вопрос либо мотивированно отказать.

    Если Вам главой городского округа (либо иным должностным лицом Администрации, специально уполномоченным на решение такого рода вопросов) отказано в решении Вашего вопроса, и Вы полагаете такой отказ неправомерным, то Вам следует обжаловать его в прокуратуру в порядке статьи 21 Закона «О прокуратуре РФ» либо в суд в порядке статей 254-256 и общих положений статей 131-132, 23-24 Гражданского процессуального Кодекса РФ. При этом уплачивается государственная пошлина в соответствии со статьей 333.19 Налогового Кодекса РФ в размере 200 руб., обращение в суд должно последовать от Вас не позднее 3 месяцев с момента, как Вы узнали о нарушении Ваших и Вашего ребенка прав.

    familyr_pravo

    говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»Типовое положение о дошкольном образовании (п. 3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

    Источник: http://econsalting.ru/pravo-na-doshkolnoe-obrazovanie-konstitucija-62471/

    Разъяснения Министерства образования Российской Федерации. Перечень типовых вопросов и ответов по дошкольному образованию

    Право на дошкольное образование конституция

    13. Возможно ли получение вынужденными переселенцами дошкольного образования на территории Российской Федерации? Предусмотрено ли первоочередное право на зачисление?

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на общедоступное дошкольное образование принадлежит каждому независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости и других обстоятельств (статья 43 Конституции Российской Федерации, части 1 – 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон)). Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе (часть 2 статьи 78 Закона). Таким образом, все дети, имеющие статус беженца или вынужденного переселенца, а также временно находящиеся на территории России, смогут получить образование соответствующего уровня в образовательных организациях Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 67 Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Прием на обучение в дошкольные образовательные организации осуществляется в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2014 г., регистрационный № 32220). Приём в организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – образовательная организация), детей иностранных граждан (в том числе детей лиц, признанных беженцами или являющихся лицами без гражданства), осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребёнка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.). Родителями (законными представителями) ребёнка в заявлении указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребёнка; б) дата и место рождения ребёнка; в) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребёнка; г) адрес фактического проживания ребёнка, его родителей (законных представителей); д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребёнка. В исключительных случаях (если ребёнок прибыл в сопровождении родственника или иного лица, не имеющего законного права представлять интересы конкретного ребёнка, либо без сопровождения) рекомендуется поставить на учет для предоставления места в образовательных организациях на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованного в обеспечении права ребёнка на получение дошкольного образования. Первоочередное и внеочередное право при приеме детей в дошкольные образовательные организации всех типов и видов для отдельных категорий граждан может быть установлено только законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня. Первоочередное и внеочередное право при приеме детей в дошкольные образовательные организации на федеральном уровне установлено для детей сотрудников полиции (пункт 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»), детей работников прокуратуры (пункт 5 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»), детей судей (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации»), детей военнослужащих по месту жительства их семей (пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), детей сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Первоочередное право на получение путевки в дошкольные образовательные организации для детей, имеющих статус беженцев или вынужденных переселенцев, в федеральном законодательстве не закреплено.

    Одновременно сообщаем, что в Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования.

    Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пп.11 п.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

    № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    Источник: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/dokumenty/informatsionnye-materialy/28012016.html

    Как обеспечить право на общедоступность и бесплатность образования

    Право на дошкольное образование конституция

    Владимир АВЕРКИН

    Разработка правовых основ развития образования должна быть, несомненно, отнесена к числу наиболее актуальных проблем, если власть и общество действительно, а не на словах рассматривают образование как одно из приоритетных направлений и исходят из того, что оно нуждается в особом и постоянном внимании.

    Отечественной школе недостает многого – начиная от хороших учебников и заканчивая современными компьютерами. Но рискнем утверждать: прежде всего ей недостает элементарного внимания.

    Как иначе можно объяснить тот факт, что при явном несовершенстве российского законодательства об образовании, которое обнаружилось не сегодня и признается буквально всеми, кто в той или иной мере знает о многочисленных бедах современной школы, предлагаемые меры по исправлению ситуации не находят не только поддержки, но даже простого отклика среди тех, кто наделен правом и обязанностью действовать. Решение многих вопросов видится настолько ясным, что туманным остается только одно – почему эти решения не принимаются. Зададимся вопросом, существует ли в Российской Федерации система образовательного права, которая: – обеспечивает естественное и неотчуждаемое право граждан на образование; – создает благоприятные условия для развития школы; – однозначно понимается всеми, кто имеет прямое или косвенное отношение к системе образования; – внутренне непротиворечива и согласуется со всей системой современного права? Кто хорошо знает положение дел, согласится с тем, что сформулированный нами вопрос носит скорее риторический характер. Почему тем не менее мы его ставим? Очевидные вещи – если не сказать прописные истины – порой нелишне повторить. Хочется обратиться к тем, от кого зависит принятие решений, с призывом проявить политическую волю – большего здесь не требуется, – чтобы изменить ситуацию. Если же кому-то эти ответы остаются неизвестными, если кто-то не знает, о чем говорят уже не один год в профессиональном сообществе педагогов, которые надеются, что их наконец-то услышат, мы готовы эти ответы повторить, предварительно повторив вопросы.

    Что сегодня должны означать доступность и бесплатность дошкольного образования?

    Итак, Конституция России в статье 43 установила общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Заметим, что бесплатность образования – достаточно условное понятие. Любое “бесплатное” образование, как известно, оплачивается налогоплательщиками. Однако Закон «Об образовании» поправляет Конституцию: государство гарантирует только финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста. В чем на практике выразилась эта «гарантия поддержки» – всем хорошо известно. Законодательство не определяет главного – в каком объеме должны предоставляться бесплатные услуги дошкольных образовательных учреждений. Относится ли, например, понятие бесплатности (точнее, оплаты из бюджетных источников) к 10–12-часовому пребыванию ребенка в детском саду и к трехразовому питанию? Можно или нельзя взимать плату за дополнительные занятия ребенка с квалифицированными специалистами? Вопросов много. Ответы на них дает не закон, а сама жизнь – путем проб и ошибок. Последствия испытывают на себе граждане. Необходимо четко определить, что входит в понятие «бесплатное дошкольное образование». Конечно, у каждого региона свои возможности. Значит, государство должно установить обязательный для выполнения всеми территориями минимальный уровень. Например, оно может гарантировать бесплатность четырехчасового пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Безусловно, этого недостаточно. Но это и есть тот минимальный объем дошкольного образования, который государство должно гарантировать и законодательно закрепить. Следует наконец-то установить – об этом говорят уже не один год – принцип дифференциации в оплате услуг дошкольных образовательных учреждений. Есть богатые и бедные семьи, а размер родительской платы для всех один. Нарушается порядок, действующий во всем мире, – адресная помощь малоимущим за счет богатых. Изменившиеся социально-экономические условия требуют пересмотра существующих подходов к определению размера родительской платы за услуги дошкольного учреждения. Принципы и механизмы оплаты должны быть установлены законодательно. Это сделает «правила игры» ясными, а гарантии государства – выполнимыми.

    Как обеспечить выполнение права на общедоступность и бесплатность общего образования?

    Как и в других своих частях, в части доступности и бесплатности общего образования законодательство Российской Федерации достаточно противоречиво. Вновь Закон «Об образовании» и Конституция России по-разному отвечают на одни и те же вопросы. Конституция устанавливает бесплатность основного общего образования, Закон «Об образовании» – бесплатность среднего (полного) общего образования. В реальности же и первое, и второе – небесплатно. Значительную часть расходов средней российской семьи, в которой есть дети школьного возраста, составляют расходы на их обучение. Мы должны признать, что бесплатное образование в современных условиях – это образование в неотремонтированных классах, при отсутствии необходимого оборудования и учебных пособий и при сохранении постоянной угрозы не только здоровью, но и жизни детей. Все та же проблема: отсутствие четкого определения понятия доступности и бесплатности общего образования. Что делает обучение в общеобразовательной школе доступным? На наш взгляд – это наличие: – необходимой сети учреждений; – соответствующей материальной базы; – квалифицированных педагогических кадров; – подвоза учащихся до школ или педагогов до учащихся. Как быть с бесплатностью? В нашем понимании все перечисленное должно быть для семьи бесплатным (уже оплаченным налогами граждан). Мы разделяем идею о том, что стандарт образования должен представлять собой прежде всего стандарт условий получения качественного образования. Разработка такого стандарта позволила бы расставить все на свои места: государство обеспечивает возможность получения образования на бесплатной основе в том объеме, в каком это предусмотрено стандартом. Выполнение других условий стало бы возможным только за счет платы родителей или других внебюджетных источников финансирования. Сегодня законодатели стоят перед выбором: или сделать законодательную базу образования соответствующей реальности, или закрыть глаза на происходящее за парламентскими стенами, превратив законодательные нормы в набор добрых пожеланий. Существующие нормы и правила в сфере образования не только противоречивы, но и парадоксальны. Законодательство гарантирует то, что не выполняется, государство выполняет то, что не гарантируется. В реальной жизни школа реализует не гарантированное Конституцией общедоступное бесплатное среднее образование. Не решается ли таким образом вопрос об уровне обязательного образования сам собой? И не настало ли время закрепить это решение конституционно? Эти вопросы – скорее они являются ответами – должны быть учтены законодателями при разработке соответствующих правовых норм.

    Что необходимо сделать для доступности и бесплатности профессионального образования?

    Казалось бы, начальное профессиональное образование действительно доступно и бесплатно. Но так ли это? Если проанализировать гарантии Закона “Об образовании”, то сразу встает проблема реальной возможности получить профессию или специальность в соответствии с индивидуальными запросами или требованиями рынка труда. Несложно представить молодого человека из далекой деревни или даже небольшого города, который решил поступить в училище, расположенное в областном центре, и поэтому должен ответить на следующие вопросы: как доехать до училища? где жить? как обеспечить питание? И если он не находит ответы на эти вопросы, то вынужден выбрать ту профессию, обучиться которой можно в ближайшем от дома профессиональном училище. Где же здесь доступность образования? Поставленные вопросы требуют законодательного регулирования. Мы предлагаем следующее: во-первых, ввести федеральный норматив на одного учащегося, который был бы единым для всех учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, независимо от того, в чьем ведении они находятся; во-вторых, предоставить право субъектам Российской Федерации направлять средства, определенные нормативом, вслед за учащимся в образовательные учреждения, в том числе расположенные на других территориях, если учащийся будет получать там профессию по направлению работодателей; в-третьих, не увеличивая общую сумму налогов, которые платят работодатели, выделить из этой суммы определенный процент на профессиональную подготовку и разрешить предприятиям и организациям различных форм собственности перечислять средства непосредственно в учреждения, ведущие для них подготовку кадров; в-четвертых, необходимо отменить все продекларированные, но не обеспеченные денежным содержанием социальные выплаты (на питание, обмундирование), а для социальной поддержки обучающихся разработать положение и механизм кредитования профессиональной подготовки, предусматривающий возможность родителям учащихся из малообеспеченных семей брать ссуду в банке на покрытие расходов, связанных с проездом к месту учебы, питанием, приобретением учебной литературы и т.д. Эти предложения могут быть отнесены также к среднему и высшему профессиональному образованию. В дополнение сформулированных выше предложений считаем необходимым: во-первых, поставить вопрос о пересмотре статьи 43 Конституции Российской Федерации с целью уточнения прав граждан на образование в соответствии со сложившейся практикой и современными тенденциями развития образовательных процессов, а также для повышения ответственности должностных лиц за обеспечение реализации этих прав; во-вторых, определить функционал и ответственность министерств и ведомств в части реализации Закона “Об образовании”; в-третьих, провести экспертизу и обсуждение выполнения Закона “Об образовании” с привлечением педагогической общественности от каждого субъекта Российской Федерации для разработки изменений и дополнений не только в Закон “Об образовании”, но и в Гражданский, Налоговый кодексы, другие нормативные правовые документы, осуществляющие регулирование отношений в сфере образования.

    Условием принятия эффективных законов об образовании является активная позиция педагогов, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, Министерства образования. Сейчас настало время заявлять о своей позиции. Это время нельзя упускать.

    Ваше мнение

    Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

    “Первое сентября”

    Источник: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200303403

    Юрист Тимофеев
    Добавить комментарий