Повышение квалификации 1 раз в 5 лет тк рф

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Повышение квалификации 1 раз в 5 лет тк рф

Государственная инспекция труда (ГИТ) – главный «выявитель» нарушений норм трудового законодательства, допускаемых работодателями. Частота обнаружения нарушений зависит не только от специфики деятельности работодателей, но и от уже выработанной линии проверочных мероприятий государственных инспекций труда. Рассмотрим более подробно, где именно работодатели допускают ошибки.

В целом нарушения, выявляемые за последние три-четыре года, можно классифицировать по нескольким группам, сделав это аналогично разделам ТК РФ.

Самые «популярные» нарушения выявляются в области:

  • заключения, изменения и прекращения трудового договора;
  • оплаты труда, в том числе при увольнении;
  • охраны труда;
  • режима труда и отдыха;
  • непредоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • дисциплины труда и применения взысканий;
  • гарантий, предоставленных ТК РФ отдельным категориям работников;
  • повышения квалификации;
  • нарушений при принятии локальных нормативных актов;
  • исполнения требований законодательства при применении иностранной рабочей силы.

1. Нарушения при заключении, изменении и прекращении трудового договора

Поскольку трудовые отношения с работниками начинаются с момента заключения трудового договора, именно здесь встречаются первые нарушения. По данным проверок ГИТ, наиболее часто они состоят в следующем:

  • трудовой договор в нарушение требований ст. 67 ТК РФ не заключен в письменной форме;
  • в трудовой договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ (чаще всего не указываются условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты));
  • при приеме на работу работника не ознакомили с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, Положением об оплате труда и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника (ст. 68 ТК РФ);
  • прием на работу не был оформлен приказом (распоряжением) работодателя или не был объявлен под роспись в трехдневный срок со дня подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ);
  • лица, не достигшие 18 лет, были приняты на работу без прохождения обязательного медицинского осмотра (ст. 69 ТК РФ) или на работу с вредными условиями труда (ст. 265 ТК РФ);
  • нарушен порядок ведения и хранения трудовой книжки (не внесены сведения о переводах, награждениях, увольнениях, формулировки записей об увольнении не соответствуют формулировкам ТК РФ, иного федерального закона; в день увольнения не выдана трудовая книжка) (ст. 66 ТК РФ);
  • не соблюден двухмесячный срок уведомления работника об изменении определенных сторонами условий трудового договора (введение новых форм оплаты труда, изменение режима работы и пр. – ст. 72, 74 ТК РФ);
  • установлено испытание при приеме на работу лицам, которым испытание не устанавливается (поступающие на работу по конкурсу, беременные женщины, несовершеннолетние, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу, впервые поступающие на работу после окончания учебных заведений профессионального обучения);
  • вместо трудового договора заключен гражданско-правовой (подряда, оказания услуг, поручения и др.), или заключен срочный трудовой договор в случаях, не предусмотренных ст. 59 ТК РФ.

В большинстве случаев выявление нарушений происходит либо при проведении плановой проверки ГИТ, либо внеплановой на основании письменного обращения-жалобы работника. Зачастую ее инициатором может выступать и прокуратура, в которую работники обращаются не реже, чем к государственному инспектору труда.

При заключении трудового договора самым распространенным является отсутствие письменного трудового договора и/или приказа о приеме на работу (ст. 67 и 68 ТК РФ).

Одним из частых видов нарушений при заключении трудового договора является его специфический подвид: прием работников без наличия обязательных для них документов, установленных как ТК РФ, так и иными законодательными актами.

Такими документами, например, являются водительское удостоверение для водителя, удостоверение о допуске к работам по определенной группе электробезопасности – для электрика, справка об отсутствии судимости – для лиц, претендующих на работу в детских учреждениях.

Пример 1

Показать

ГИТ квалифицировала прием на работу в ГУ «МДОЦ» «Лесная сказка» работников, не представивших справки о наличии (отсутствии) судимости и/или фактах уголовного преследования в личные дела, как нарушение ст. 65, 351.1 ТК РФ. В отношении юридического лица вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа1.

Нарушения в области изменения трудового договора чаще всего заключаются в неправильном оформлении переводов работников на другую работу. Работодателем, как правило, нарушается требование о наличии письменного согласия работника на перевод.

Пример 2

Показать

В ООО ЧОП «Регион» работников переводят без письменного согласия в нарушение требований ст. 72 ТК РФ. Работодателю выдано предписание об устранении нарушения2.

Еще чаще, по данным проверок ГИТ, встречаются нарушения при изменении определенных сторонами условий трудового договора, в части порядка оплаты труда и составных частей заработной платы.

Пример 3

Показать

В нарушение ст. 74 ТК РФ работодатель не уведомил в письменной форме работников об изменении системы оплаты труда в МУК «Белоярский ЦДиТ». Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности3.

При расторжении трудового договора инспекторы нередко констатируют нарушения порядка расторжения (например, срочного трудового договора или по основанию, предусмотренному ст.

71 ТК РФ, – по результатам неудовлетворительного испытания), а также требований ТК РФ о совершении определенных действий работодателя в день увольнения – о выдаче трудовой книжки и проведении окончательного расчета.

2. Нарушения в области оплаты труда, в том числе при увольнении

Нарушения в области оплаты труда занимают, пожалуй, второе место по частоте встречающихся нарушений норм трудового законодательства. В данном случае ГИТ фиксируются следующие виды:

  • выплата заработной платы один раз в месяц (ст. 136 ТК РФ);
  • задержка выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
  • невыплата всех сумм, причитающихся при увольнении (ст. 140 ТК РФ).

Статья 136 ТК РФ устанавливает, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Однако на многих предприятиях, имеющих финансовые проблемы и малочисленный состав трудового коллектива, а также применяющих «черный нал» при расчетах с работниками, такое нарушение – обычное дело.

Бывают даже случаи, когда работодателю просто лень выплачивать зарплату дважды в месяц, нагружая и бухгалтера, и кассира, проводя операции по расчетному счету и т.д.

Отметим, что невыплата сотрудникам всех сумм, причитающихся при увольнении, в день увольнения с работы, – очень распространенное нарушение требований ТК РФ. При этом нарушается требование ст. 140 ТК РФ: при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся сотруднику, производится в день его увольнения.

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Чаще всего данное нарушение устанавливается не в ходе плановых проверочных мероприятий, а в результате внеплановой проверки, проводимой на основании обращения уже уволенного работника, в отношении которого допущено нарушение.

Пример 4

Показать

В ООО «Производственный центр «Поиск» 12.11.2011 ГИТ выявила нарушения ст. 140, 183 ТК РФ в части невыплаты полного денежного расчета при увольнении, в том числе пособия при временной нетрудоспособности. Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа4.

Практика показывает, что по нарушению ст. 136 ТК РФ, выражающемуся в задержке оплаты труда, очень часто фиксируются рецидивы. Такое положение вещей обычно связано с нестабильной финансовой ситуацией на предприятии. При этом организация не обязательно находится в стадии банкротства.

Частой причиной являются неплатежи со стороны контрагентов, ситуация конфликта с налоговыми, таможенными органами, возникшего в результате недоначисления налогов, неуплаты таможенных платежей. И, как результат, – приостановление операций по счету.

А это препятствует своевременному проведению расчетов с собственными работниками по оплате труда без выполнения определенных сложных и длительных действий для получения денежных средств с собственного счета на оплату труда работникам.

Однако указанное «бедственное» положение предприятия-работодателя никак не влияет на его обязанность по своевременной оплате труда, а также на ответственность, к которой оно может быть привлечено за данный вид нарушения ТК РФ.

Пример 5

Показать

18.11.2011 ГИТ провела проверку исполнения ранее выданного предписания о выплате работникам МУП «Безенчукское коммунальное хозяйство» задолженности по заработной плате. Предписание не исполнено. Составлен протокол о привлечении к административной ответственности юридического лица по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который был направлен в суд5.

Задолженность перед работниками может быть небольшой по размеру и срокам, но это не влияет не только на возможность привлечения работодателя к административной ответственности, но и на размер санкции.

3. Нарушения в области охраны труда

Виды нарушений в сфере охраны труда едва ли не превышают по численности выявляемые нарушения при заключении, изменении и расторжении трудового договора. Их разнообразие связано с большим количеством требований ТК РФ в данной области. Поэтому практически на каждое установленное ТК РФ требование находится свое нарушение и свой нарушитель.

Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ.

Напомним, что аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время проводится в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.

2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Следует отметить, что сроки проведения аттестации устанавливает работодатель, но аттестация не может проводиться реже, чем каждые пять лет для каждого рабочего места.

Проведение аттестации рабочих мест – мероприятие затратное, довольно долгое и имеет множество нюансов, которые могут привести к ее недействительности. Не желая связываться с таким сомнительным с точки зрения продуктивности, необходимости, делом, работодатели часто игнорируют требования законодательства в данной области охраны труда.

Пример 6

Показать

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=10141

Повышение квалификации в Москве

Повышение квалификации 1 раз в 5 лет тк рф

Все профессиональные стандарты, выдвигаемые к определенному ряду должностей, разрабатываются и утверждаются Правительством РФ и содержатся в едином тарифно-квалификационном справочнике. Каждый работодатель при найме работника обязан соблюдать квалификационные требования, которые указаны в данном справочнике.

Наши ведущие специалисты проконсультируют и произведут расчёт стоимости

Бесплатный расчет

Порядок в соответствии с которым применяются профессиональные стандарты

Если законодательством установлены требования к квалификации сотрудников, наниматель обязан их соблюдать. В случае, если в законодательстве не указаны характеристики для должностей, наличие которых предусмотрено в штате, требования к ним должны выдвигаться по общим правилам.

Если нанимателю необходимы разъяснения, касаемые применения положений, указанных в законодательстве, он вправе обратиться за ними в органы исполнительной власти. В случае в предоставлении разъяснений,наниматель имеет право подать соответствующую жалобу в вышестоящий орган.

Обязанность работодателя касаемые квалификации работника        

Основные моменты по обязанностям работодателя в области повышения квалификации сотрудников регулируются ст. 196 ТК РФ:

  • Наниматель вправе самостоятельно определять необходимость в подготовке сотрудников и повышению их квалификации для собственных нужд.
  • Подготовка сотрудников осуществляется нанимателем в соответствии с договором, который был заключен с работниками.
  • Перечень должностей, по которым необходимо повышение квалификации наниматель определяет самостоятельно, но с учетом мнение уполномоченного органа. Учет мнения  органа происходит следующим образом:
  1. В случаях предусмотренных законодательством, наниматель направляет в орган проект локального нормативного акта;
  2. Орган, в течение 5 дней, с момента получения проекта, изготавливает и направляет нанимателю мотивированное мнение по данному вопросу;
  3. Если направленное мнение содержит отказ, наниматель  соглашается с ним и вносит соответствующие поправки или же проводит дополнительные консультации с представителем органа (не позднее, чем в течение 3 дней с момента получения письменного отказа).
  4. Если нанимателю и органу в процессе консультаций не удалось прийти к единому мнению, то об этом составляется соответствующий протокол;
  • В случаях предусмотренных действующим законодательством, на нанимателя возлагается обязанность проводить профессиональное обучение сотрудников и предоставлять им возможность по получению дополнительного профессионального образования, если его наличие требуется для выполнения определенных работ;
  • Сотрудникам, которые проходят переподготовку, наниматель обязан создавать условия при которых они получат возможность совмещать работу и повышение квалификации.

Сферы деятельности в которых повышение квалификации кадров особенно востребованы 

Существуют сферы деятельности в которых повышение квалификации сотрудников особенно востребованы, к ним относятся:

Сфера строительства 

В компаниях, чья сфера деятельности связана со строительством, сотрудники не реже, чем 1 раз в 5 лет должны повышать квалификацию. Данное условие касается не всех категорий должностей, а только тех, которые указаны в законодательстве. Преимущественно это руководство организации и инженерно-технический персонал (главный энергетик, главный инженер и т.д).

Существует несколько программ повышения квалификации по итогам прохождения которых выдается соответствующее удостоверение.

Сфера инженерных изысканий 

Сфера инженерных изысканий, равно как и строительная, предусматривает различные программы по повышению квалификации, ведь именно качественно выполненная работа в этой отрасли гарантирует безопасность будущих объектов строительства.

Сфера экологической безопасности 

Повышение квалификации в области экологической безопасности необходимо сотрудникам следующих предприятий:

  • Деятельность которых связана с риском негативного воздействия на окружающую среду;
  • Работающих с отходами и опасными веществами;

Также как и в сфере строительства, проходить повышение квалификации требуется не реже, чем 1 раз в 5 лет. Обязанность по повышению квалификации в этой области указаны в законодательных актах в том числе “Об охране окружающей среды”.

Сфера пожарной безопасности 

Согласно постановлению Правительства в области пожарной безопасности, компании, которые осуществляют свою деятельность в данной сфере обязаны иметь у себя в штате сотрудников, которые повысили квалификацию в этой области. Отсутствие повышенной квалификации у сотрудников является поводом для отказа в лицензировании компании.

Сфера охраны труда

Согласно ГОСТу по организации обучения безопасности труда, руководство компании обязано обеспечить повышение квалификации сотрудников, на которых возложена функция специалиста в области охраны труда. Если в организации несколько сотрудников, которые задействованы в области охраны труда, то им всем требуется своевременно (1 раз в 5 лет) повышать квалификацию. 

Сфера опасных производственных объектов 

Согласно Федеральному закону о промышленной безопасности на производственных объектах, которые относятся к опасным (ст.12), организации, осуществляющие свою деятельность в этой сфере, обязаны повышать квалификацию своих сотрудников.

Сфера энергосбережения и энергоэффективности 

Согласно ФЗ №261 работники организации осуществляющей свою деятельность в этой области, обязаны своевременно повышать свою квалификацию. Наличие соответствующей квалификации у сотрудников контролирует Министерство энергетики РФ.

Есть вопросы? Мы вам перезвоним!

Заказать обратный звонок

Наша компания 

Юридическая компания Профдирект оказывает в Москве услуги по повышению квалификации работников в следующих отраслях:

  • Строительстве;
  • Инженерных изысканий;
  • Экологии;
  • Пожарной безопасности;
  • Проектирования;
  • Охраны труда;
  • Опасных производственных объектов;
  • Энергосбережения и энергоэффективности.

В соответствии с Российским законодательством, для получения свидетельств о допуске, компания должна соответствовать определенным требованиям:

  • Если соискателем является индивидуальный предприниматель (если он самостоятельно выполняет определенный спектр работ)

То у него должно быть высшее или среднее профессиональное образование в той области, в которой он осуществляет свою деятельность. Кроме того, стаж работы по данной специальности в общей сложности должен быть не менее 5 лет. Требования к работникам, имеющимся в штате ИП идентичны с требованиями к организации.

  • Если соискателем свидетельства является организация

В ее штате должны быть приняты работники, минимум трое из которых имеют высшее образование (профессиональное) и трудовой стаж по этой специальности не менее 3 лет либо не менее пяти сотрудником со стажем у каждого не менее 5 лет и образованием не ниже среднего профессионального.

К нашим преимуществам можно отнести:

  • Гибкую ценовую политику;
  • Высококачественное оказание услуг;
  • Доставка документации по указанному клиенту адресу.

Этапы получения услуги 

Для того, чтобы получить услуги в Москве о повышения квалификации работников, Вам необходимо:

  1. Связаться с нами для заключения договора;
  2. Выбираете форму обучения (очную, заочную или дистанционную);
  3. Передать нам всю необходимую документацию;
  4. Мы производим все необходимые мероприятия по повышению квалификации работников;
  5. После обучения готовую документацию передаем Вам через курьера.

Источник: https://inprofin.ru/povyishenie-kvalifikatsii-2/

Анализ нормативной базы по вопросу повышении квалификации работников ОУ

Повышение квалификации 1 раз в 5 лет тк рф

1.2.1.

Статус учреждений в которых осуществляется повышение квалификации (академий, институтов повышения квалификации, курсов (школ, центров) повышения квалификации, учебных центров)  урегулирован типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства РФ   Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.

Согласно указанному положению образовательное учреждение повышения квалификации или образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее именуется – образовательное учреждение повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых   трудовых функций.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения),   организации   или   учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Таким образом повышение квалификации выступает как один из видов дополнительного профессионального образования.

1.2.2. По вопросу о квалификации педагогических и иных работников следует опираться, прежде всего, на нормы ТК РФ.

Согласно статье 1 ТК   одной из основных задач   трудового законодательства являются   правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

При этом, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст.187 ТК РФ).

 При этом, согласно 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Он же определяет формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом мнения представительного органа работников.

 Условия и порядок повышения квалификации устанавливается принимаемыми на различных уровнях актами социального партнерства – коллективными договорами, соглашениями, а также трудовым договором между работодателем и работником.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (ст. 196 ТК РФ).

Важным   моментом   является   норма   статьи 196 ТК РФ о том, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.  То есть обязанность работодателя по проведению повышения квалификации должна быть предусмотрена на федеральном уровне. 

Возможно привести примеры, связанные с установлением федеральными законами обязательности повышения квалификации тех или иных работников в соответствующий период времени, в частности Федеральный закон РФ от 24 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».  Согласно п.

5 статьи 62 указанного закона повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

         Так же Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 21 содержит указание на государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.    

При этом согласно статье 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.  

Согласно пункту 16 статьи 29 Закона РФ «Об образовании»   организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

При этом, статья 28 Закона РФ «Об образовании», регулирующая компетенцию Российской Федерации в области образования включает в нее организацию федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием, но не упоминает о повышении квалификации работников учреждений субъекта федерации и муниципальных учреждений. Очевидно, что статья 29 указанного закона, в части, касающейся повышения квалификации относится, прежде всего к образовательным учреждениям субъекта федерации и муниципальным образовательным учреждениям.

К компетенции образовательного учреждения отнесены подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации (статья 32 Закона РФ «Об образовании»). 

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 наделяет работников общеобразовательного учреждения правом на  повышение квалификации (п.64).

При этом закрепляется норма о том, что администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации. 

Тем не менее, анализ не позволяет выявить федеральные нормы, обязывающие работников общеобразовательных учреждений систематически осуществлять повышение квалификации. 

 В то же время, на уровне субъектов федерации также принимаются акты, регламентирующие повышение квалификации педагогических работников. В качестве примера на наш взгляд следует отметить два региона – Санкт-Петербург и   Хабаровский край,   опыт которых возможно использовать при подготовке аналогичных актов в иных   субъектах федерации.

Так, например, решением коллегии Министерства образования Хабаровского края от 28 июля 2006 года № 2 «О повышении квалификации и методической поддержке профессиональной деятельности педагогических и руководящих кадров» утверждена так называемая адаптивная модель системы повышения квалификации и методической поддержки педагогических кадров Хабаровского края», урегулированы система профессиональной переподготовки и повышения квалификации, система методической поддержки и помощи в профессиональных затруднениях, система обобщения, презентации и распространения передового педагогического опыта на территории Хабаровского края.  

 Согласно приложению 1 к указанному решению коллегии повышение квалификации и профессиональная переподготовка осуществляется как в традиционных формах (краткосрочные и длительные курсы, учебные семинары – с полным или частичным отрывом или без отрыва от работы, по индивидуальному плану и т.п.

) и в инновационных (каскадное обучение, дистанционное обучение на бумажных и на электронных носителях, проблемные семинары, курсы на месте заказчика, очно – заочное обучение с дистанционной поддержкой, заочно через предметные журналы, накопительная система учета образовательных достижений).

 Положение об организации повышения квалификации работников образования Хабаровского края по индивидуальному плану в Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров(приложение № 2 к решению указанной коллегии) в п. 1.2.

содержит указание на то, что обучение по индивидуальному плану является одной из форм повышения квалификации, проводится не реже одного раза в пять лет.

Комитет по образованию Правительства Санкт – Петербурга принял распоряжение от 25 января 2005 года № 24-р «О повышении квалификации педагогических кадров Санкт-Петербурга и утверждении положения о накопительной системе повышения квалификации».

  Указанное положение о накопительной системе повышения квалификации педагогических кадров (далее по тексту – Положение) определяет основные цели, правила построения, порядок осуществления индивидуального образовательного маршрута (образовательной программы) повышения квалификации педагогов, устанавливает систему и формы аттестации слушателей и порядок взаимодействия учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, руководителей образовательных учреждений и самих педагогов в организации образовательного процесса. Указанная накопительная система повышения квалификации педагогов вводится с целью создания условий для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих профессиональных потребностей, проблем и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки его реализации.

система комментирования CACKLE

Источник: http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13121.html

Нужно ли проходить ежегодное повышение квалификации бухгалтеру учреждения? — Audit-it.ru

Повышение квалификации 1 раз в 5 лет тк рф

Сильвестрова Т., главный редактор журнала

Журнал “Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений” № 5/2018

Нужно ли проходить ежегодное повышение квалификации бухгалтеру казенного, бюджетного, автономного учреждения?

Законодательство РФ не содержит требования о ежегодном повышении квалификации бухгалтеров казенных, бюджетных, автономных учреждений.

Требование о прохождении бухгалтером программы повышения квалификации установлено профессиональным стандартом «Бухгалтер»[1], однако периодичности прохождения такого обучения данным документом не определена. Частота прохождения повышения квалификации законодательством РФ установлена только для государственных служащих.

В пункте 5 Положения о порядке получения дополнительного образования[2] говорится, что государственные служащие проходят повышение квалификации по решению представителя нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Обоснование. Квалификация работника – его уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (ст. 195.1 ТК РФ).

Работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 196 ТК РФ).

Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации установлено ст. 197 ТК РФ. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Вопрос о необходимости ежегодного прохождения бухгалтерами казенных, бюджетных, автономных учреждений обучения в целях повышения квалификации связан с внедрением профессиональных стандартов, в частности профессионального стандарта «Бухгалтер». В нем в разделе «Требования к образованию и обучению» установлено, что:

1) у бухгалтера должны быть:

  • среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • дополнительное профессиональное образование по специальным программам;

2) у главного бухгалтера должны быть:

  • высшее либо среднее профессиональное образование;
  • дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки.

Периодичность прохождения дополнительного образования стандартом не установлена.

Интересны разъяснения Минтруда, изложенные в Письме от 06.06.2017 № 14-2/10/В-4361. Они касаются внедрения профессиональных стандартов для государственных (муниципальных) учреждений.

В данном письме Минтруд дает отсылку к Постановлению № 584[3], которым предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее – планы). Планы содержат:

  • список профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;
  • определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;
  • положения о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.

Срок реализации мероприятий планов – не позднее 1 января 2020 года.

Согласно ч. 4 ст.

 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.

Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности, а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию.

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • в силу ст. 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер (Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах, приложение к Письму Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).

Учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), Минтруд настоятельно рекомендует государственным (муниципальным) учреждениям провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

Из всего вышесказанного следует, что нормативными актами РФ не установлено требование о ежегодном повышении квалификации бухгалтера казенного, бюджетного, автономного учреждения.

Однако периодичность прохождения обучения с целью повышения квалификации установлена для государственных служащих:

  • Положением о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 (далее – Положение № 1474);
  • Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о гражданской службе).

Данными нормативными актами установлено следующее. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных п. 3 Положения № 1474, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по дополнительной профессиональной программе являются (п. 3 Положения № 1474):

  • назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
  • включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
  • решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им дополнительной профессиональной программы;
  • назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о гражданской службе.

Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию (п. 1 ст. 62 Закона о гражданской службе). Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Данное образование осуществляется в организациях, ведущих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего.

Таким образом, бухгалтер органа власти, являющийся гражданским служащим, проходит обучение с целью повышения квалификации с периодичностью, установленной работодателем (представителем нанимателя), но не реже одного раза в три года.

[1] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н. [2] Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими РФ, утв. Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации». [3] Постановление Правительства РФ от 27.06.

2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/947692.html

Суд: расходы на повышение квалификации для получения сертификата не могут быть взысканы с медработника

Повышение квалификации 1 раз в 5 лет тк рф

В подготовленный Калининградским областным судом обзор практики попало дело, в рамках которого работодатель просил взыскать с уволившегося медицинского работника сумму понесенных на повышение его квалификации расходов.

По прошествии 5 лет работы в организации работодатель направил врача ультразвуковой диагностики на повышение квалификации.

При этом между сторонами было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому работодатель обязался оплатить стоимость обучения, а работник обязался отработать в больнице не менее 3 лет, а в случае увольнения по собственному желанию до истечения указанного срока вернуть работодателю израсходованные на обучение средства. Работник уволился, не отработав и года, а работодатель решил взыскать расходы на обучение через суд.Напомним, что согласно ст. 249 Трудового кодекса в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (обзор судебной практики по рассмотрению районными (городскими) судами Калининградской области гражданских дел в первом полугодии 2018 г.).

Вместе с тем в силу ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя закреплено за медицинскими работниками ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 323-ФЗ).

Одновременно с этим на медицинских работников возлагается обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.

73 Закона № 323-ФЗ).

Пунктом 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях  (далее – Порядок) предусмотрено, что повышение квалификации медицинских работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности. Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации (п. 3 Порядка).

Кроме того, в силу ст. 100 Закона № 323-ФЗ для приобретения права на осуществление медицинской деятельности в РФ требуется в том числе наличие сертификата специалиста. Согласно Условиям и порядку выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам такой сертификат действует пять лет, а для его получения необходимо в том числе прохождение повышения квалификации.

Учитывая сказанное, можно заключить, что повышение квалификации медицинских работников один раз в пять лет в силу закона является обязательным условием осуществления ими медицинской деятельности и проводится за счет средств работодателя. Именно к такому выводу и пришел Калининградский областной суд. Судьи отметили, что, поскольку в силу ст.

9 ТК РФ договорная ответственность работника перед работодателем не может быть выше, чем это предусмотрено действующим законодательством, условия дополнительного соглашения к трудовому договору о возмещении работником затрат, понесенных работодателем на обучение работника в случае прекращения трудового договора до истечения срока, установленного соглашением, не подлежат применению в силу закона.

Точку зрения о невозможности взыскания с медицинского работника расходов на обязательное повышение его квалификации разделяют и многие другие суды (определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 16 февраля 2017 г.

№ 33-1321/2017, определение Верховного Суда Республики Коми от 23 января 2017 г. № 33-377/2017, определение Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2016 г. № 33-3813/2016, определение Волгоградского областного суда от 24 июня 2016 г.

№ 33-8772/2016, определение Приморского краевого суда от 9 февраля 2015 г. № 33-1005/2015).

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/news/1259277/

Аттестация и обучение работников

Повышение квалификации 1 раз в 5 лет тк рф

Виды дополнительного профессионального образования и аттестации работников на предприятии. 

Согласно закону РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992, выделяют следующие виды образования:

  • Общее образование, являющееся обязательным. Включает в себя начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
  • Профессиональная подготовка — ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащегося.
  • Начальное профессиональное образование — подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
  • Среднее профессиональное образование — подготовка специалистов среднего звена.
  • Высшее профессиональное образование — подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня по квалификациям «бакалавр», «магистр», «специалист».
  • Послевузовское профессиональное образование — повышение уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), интернатуре, ординатуре, докторантуре и т п.

Трудовой кодекс отдельно выделяет следующие виды дополнительного профессионального образования:

  • Профессиональная переподготовка — получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности (в том числе освоение второй профессии). Обучение выполнению нового вида профессиональной деятельности предполагает свыше 500 часов аудиторных занятий, получение дополнительной квалификации — 1000 часов.
  • Повышение квалификации — это обучение специалистов, которое проводится не реже чем один раз в 5 лет, направленное на обновление знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Подробнее о видах дополнительного профессионального образования изложено в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610.

Для отдельных категорий работников (госслужащие, медицинские работники, научно-педагогические работники) существуют отдельные нормативные акты, регулирующие необходимость в дополнительном профессиональном образовании.

Аттестация работников проводится для проверки профессионального уровня сотрудника и соответствия его занимаемой должности или выполняемой работе. При этом необходимо учитывать, что основным документом, определяющим обязанности работника, является трудовой договор с указанием конкретной трудовой функции или вида работ.

Если в трудовом договоре работника его должностные обязанности четко не установлены, будет сложно доказать несоответствие квалификации работника той должности, которую он занимает.

Также результаты аттестации и увольнение по ее итогам могут быть признаны неправомерными, если работодатель не обеспечил работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами.

Не существует единого нормативного акта, который определил бы порядок проведения аттестации в организациях. За основу при подготовке соответствующих локальных нормативных актов работодателя можно принять два источника:

  • Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утв. Постановлением ГКНТ СССР N 470 и Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973) в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ;
  • иные нормативные акты, касающиеся отдельных категорий работников (например, госслужащих или медицинских работников).

Есть вопросы по трудовому законодательству?

бесплатно на журнал «Я кадровик». Получай статьи и приглашения на бесплатные вебинары.

Узнать больше

Согласно ст. 91 ТК РФ, работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником. При этом под рабочим временем понимается время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности.

Рассмотрим правила оформления больничных и отпусков. 

Завершающим этапом трудовых отношений является увольнение работника — прекращение трудового договора с ним по основаниям, предусмотренным Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Основные типы приказов о движении персонала: о приеме, о переводе, об увольнении.

Прием нового работника в организацию всегда сопровождается большим количеством документов, предъявляемых как со стороны работника, так и заполняемых специалистом отдела кадров. 

Источник: https://kontur.ru/kontur-personal/spravka/313-attestaciya_i_obuchenie_rabotnikov

Юрист Тимофеев
Добавить комментарий