Потенциальный и реальный конфликт интересов

Коррупция – опасный бизнес

Потенциальный и реальный конфликт интересов

Декларирование того, что Украина взяла решительный курс на борьбу с коррупцией, звучит не первый день. Эта “новость” не несет никакой новизны, поскольку борьба с коррупцией была лозунгом в нашей стране на протяжении всех лет независимости.

Если проанализировать, хотя бы поверхностно, экономическую ситуацию, многие факторы демонстрируют, что теперь, спустя год после Революции Достоинства, ситуация в стране не изменилась. Разве что Гондурас стал на строчку выше Украины по уровню ВВП на душу населения… Коррупция остается наиболее болезненной проблемой общества и государства.

Социальный пакт “чиновники не берут – граждане не дают”, по словам Гаранта Конституции, нарушается обеими сторонами!

Однако, очевидно, законодательные изменения заставят сам бизнес выделять немалые ресурсы на предотвращение коррупции. Новый Закон Украины “О предупреждении коррупции”, введенный в действие 26 апреля 2015 года, должен завершить цикл обновления антикоррупционного законодательства страны.

Изменения, которые были внесены в этот Закон в начале текущего года, заставят значительное количество отечественных компаний обратить внимание на установление и контроль антикоррупционных процедур.

Следовательно, на такую внутреннюю “борьбу с коррупцией” компаниям придется выделить отдельные (значительные) бюджеты.

Кто ощутит антикоррупционные требования?

Нужно сразу подчеркнуть, что Закон “О предупреждении коррупции” предусматривает относительно ограниченные по сравнению с лицами публичного права, но все же достаточно ощутимые антикоррупционные требования к юридическим лицам частного права.

Положения Закона распространяются не только на государственных чиновников и лиц, предоставляющих публичные услуги (нотариусы, аудиторы, оценщики и т. п.), а и на лиц, чьи должности связаны с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в юридических лицах частного права (директоров, членов наблюдательных советов и ревизионных комиссий и т. п.).

Среди самых важных нововведений, предусмотренных Законом, следует отметить требования относительно осуществления всеми юридическими лицами ряда внутренних мер (в основном в сфере организации работы), которые будут касаться предотвращения коррупции.

Так, руководители и учредители (участники) юридического лица обязаны обеспечивать регулярную оценку коррупционных рисков деятельности компании и осуществлять соответствующие антикоррупционные меры, выявлять и отстранять коррупционные риски, в том числе, например, путем привлечения независимых экспертов и проведения аудита.

Заметьте: открытым остается вопрос, кто именно может проводить такой аудит.

Также Законом предусмотрено введение на предприятиях антикоррупционных программ – комплекса правил и процедур для выявления, противодействия и предотвращения коррупции.

Такие антикоррупционные программы являются обязательными для отдельных категорий государственных и коммунальных предприятий (в которых доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 %), а также для компаний, являющихся участниками процедуры закупки согласно Закону Украины “Об осуществлении государственных закупок”, если стоимость закупки товаров или услуг равна или превышает 1 миллион гривен, а работ – 5 миллионов гривен.

Открытость не исключает ответственности

Антикоррупционная программа должна содержать нормы профессиональной этики для сотрудников компании, порядок проведения повышения квалификации сотрудников в сфере противодействия коррупции и применения дисциплинарных взысканий к сотрудникам, нарушившим положение.

Следует отметить, что текст антикоррупционной программы должен быть в открытом доступе для всех работников компании.

То есть этот документ должен быть не просто очередным внутренним документом компании, а реальным эффективным инструментом, призванным помогать сотрудникам компании разоблачать факты проявления коррупции.

И это должны быть не просто декларации: Закон вводит понятие лица, которое предоставляет помощь в предотвращении и противодействии коррупции (в документе – “Викривач”) путем сообщения о нарушении требований антикоррупционного законодательства другим лицом.

Кроме обязательства сотрудников “разоблачать” коррупционные правонарушения, Законом также предусмотрен целый раздел с гарантиями защиты (!) для таких “изобличителей”, включая даже государственную защиту таких лиц.

Еще одним нововведением Закона стало обязательное установление в компаниях государственной/коммунальной собственности и в компаниях, которые принимают участие в госзакупках, должности уполномоченного, ответственного за реализацию антикоррупционных программ. А в результате такое должностное лицо фактически будет отвечать за всю антикоррупционную деятельность в компании.

Конфликт интересов: реальный или потенциальный?

Еще один ключевой момент. Закон вводит понятие реального и потенциального конфликта интересов.

Так, реальный конфликт интересов – это расхождение между частным интересом лица и его служебными полномочиями, которое влияет на объективность и беспристрастность принятия таким лицом решений или совершения действий при выполнении своих полномочий. Потенциальный конфликт интересов означает наличие частного интереса, который может повлиять на объективность принятия решений.

Вместе с тем в новом Законе предусмотрено, что в случае сомнения относительно наличия конфликта интересов должностное лицо должно обратиться за объяснениями в территориальный орган Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.

При этом законодательно установлена презумпция наличия конфликта, пока Агентство не подтвердит его отсутствия.

За нарушения предусмотренных Законом обязательств относительно борьбы с коррупцией сотрудники компании могут быть привлечены к дисциплинарной и, в некоторых случаях, уголовной ответственности (например ст. 354 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за подкуп сотрудников предприятия).

Должностные лица компании, кроме дисциплинарной и уголовной ответственности, также могут быть привлечены к административной ответственности (так, ст.

172-9 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неосуществление мероприятий по предотвращению коррупции) и отстранены от занимаемой должности.

Несмотря на то что Закон имеет декларативный характер и в нем отсутствуют механизмы реализации некоторых процедур, его принятие, бесспорно, содействует гармонизации украинского законодательства по европейским стандартам. Это с одной стороны.

А с другой, в случае несоблюдения чиновниками требований законодательства, выборочного (можно даже сказать, с лицемерным двойным стандартом!) применения антикоррупционных механизмов и в условиях несоблюдения принципа неотвратимости наказания борьба с коррупцией станет очередным неудачным экспериментом на фоне обнищавшей экономики Украины. Но тогда уже – за счет бизнеса!

Украинский синтаксис в сфере ответственности за преступную коррупцию уверенно может дать установку, подсказывая, где на самом деле должна стоять запятая: “Осторожно, ответственность растет!”. Главное, чтобы законодательная теория не расходилась с жизненной бизнес-практикой.

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA008117

Конфликт интересов на государственной гражданской службе

Потенциальный и реальный конфликт интересов

Гражданин, поступая на гражданскую службу, добровольно берет на себя все обязательства, связанные с прохождением гражданской службы, соглашается с установленными требованиями, ограничениями и запретами.

Одной из таких обязанностей является обязанность принимать меры по недопущению и урегулированию конфликта интересов.

Служение интересам общества – это основополагающая задача всех гражданских служащих и органов государственной власти. Общество ожидает от должностных лиц этих органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей.

Конфликт интересов нельзя отождествлять с коррупцией, однако он является основой коррупционных проступков и преступлений. Неразрешенный конфликт интересов способен приводить к различным правонарушениям.

Чтобы не допустить конфликта интересов в первую очередь необходимо понимать его суть, способы недопущения и его урегулирования.

Понятия конфликта интересов и личной заинтересованности закреплены в ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Если говорить кратко, конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий) с целью недопущение причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Данная норма раскрывает также круг лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего» – родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Сюда же можно отнести граждан или организации, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами; друзей служащего, их родственников; бывших работодателей; организации, владельцем, руководителем, которых являлся служащий до поступления на государственную гражданскую службу.

Необходимо различать реальный, возможный и мнимый конфликт интересов.

Реальный – возникшее противоречие между служебными обязанностями и частными интересами служащего, при котором частные интересы лица негативно влияют на исполнение им своих служебных обязанностей.

Возможный – должностное лицо имеет личный интерес, который в будущем, в случае изменения определенных обстоятельств, может воспрепятствовать объективному исполнению служащим своих должностных обязанностей.

Мнимый – ситуация, при которой законные действия служащего могут привести к подозрению в наличии у него конфликта интересов, даже несмотря на отсутствие такового.

Зачастую мнимый конфликт интерес связан непосредственно с соблюдением норм этики.

Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Анализ судебной практики показывает, что само по себе родство не может рассматриваться как основание для принятия соответствующих мер, например, прекращения служебных отношений. Следует иметь в виду, что родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.

Обязательными признаками конфликта интересов являются реализация служащим своих должностных обязанностей в конкретной ситуации, извлечение материальной выгоды этим служащим или иными лицами (возможность ее извлечения) и причинная связь между ними.

Предполагается наличие у служащего поведенческого выбора между надлежащим исполнением служебных обязанностей и принятием необъективного, пристрастного решения.

Под определение «конфликт интересов» попадает множество отдельных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей (осуществления полномочий).

Наиболее часто встречающимися случаями конфликта интересов являются:

– выполнение отдельных функций государственного/муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего

– получение служащим, его родственником от подконтрольного/поднадзорного лица имущества в дар или пользование;

– участие служащего в заседании комиссии при рассмотрении вопроса получения материальных благ его родственником;

– издание служащим распорядительных документов по распределению материальных благ в пользу его родственника;

– получение подарков и услуг;

– имущественные обязательства и судебные разбирательства;

– выполнение служащим функций представителя нанимателя в отношении его родственника, также находящегося в непосредственном подчинении лица, замещающего должность;

– ведение предпринимательской деятельности родственником служащего в подконтрольной ему сфере;

– осуществление иной оплачиваемой работы лицом, замещающим должность, в организации, осуществляющей деятельность в поднадзорной ему сфере и т.п.

Во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) служащих в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном это связано с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Например, начиная выполнять какое-то поручение или задание, осознав наличие личной заинтересованности, служащему следует уведомить представителя нанимателя.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Аналогичная норма установлена ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции». Соответствующий Порядок уведомления определяется представителем нанимателя.

Таким образом, в целях предотвращения коррупции законодатель обязывает как служащих, так и представителя нанимателя принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Своевременное уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов является одной из главных обязанностей служащего.

Служащий обязан на имя представителя нанимателя, через уполномоченное правовым актом органа исполнительной власти на прием такого уведомления структурное подразделение (уполномоченному должностному лицу) подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление).

Уведомление представляется в письменной форме лично или по почте, как только стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Уведомление подлежит регистрации в соответствующем журнале в день его представления и передается представителю нанимателя.

По просьбе лица, представившего уведомление, копия с отметкой о регистрации выдается ему под роспись в журнале регистрации или направляется по почте заказным письмом.

В ходе предварительного рассмотрения уведомления лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, вправе получать в установленном порядке от служащего, представившего уведомление, необходимые пояснения и оформлять запросы для направления их установленном порядке в территориальные органы федеральных органов государственной власти, государственные органы Алтайского края, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

По результатам предварительного рассмотрения уведомления подготавливается мотивированное заключение.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по результатам рассмотрения уведомления с приложением к нему материалов и мотивированного заключения принимает одно из решений, предусмотренных положением о данной комиссии.

В случае принятия решения о наличии или возможности возникновения конфликта интересов представитель нанимателя принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.

Важно помнить, что уведомление служащим представителя нанимателя о личной заинтересованности не освобождает его от принятия (при необходимости) мер по недопущению или урегулированию конфликта интересов, и не снимает ответственности за несвоевременное принятие таких мер в целях снижения вероятности возникновения конфликта интересов либо уменьшения рисков причинения вреда.

Служащий вправе прибегнуть как к предусмотренным ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» способам предотвращения или урегулирования конфликта интересов, так и к иным мерам, доступным, необходимым и достаточным для предотвращения или устранения конфликта интересов в конкретном случае.

Такими мерами могут быть:

– самоотвод служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

– передача ценных бумаг в доверительное управление, либо их отчуждение в собственность третьих лиц;

– отказ от выполнения иной оплачиваемой работы;

– отказ от получения работ/услуг у лиц, в отношении которых служащий выполняет отдельные функции государственного управления/контрольно-надзорные полномочия и т.п.;

– отказ от принятия управленческого решения/реализации контрольно-надзорных полномочий и т.п. в отношении лица (физического, должностного, юридического), состоящего с ним в близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях;

– отказ от распространения служебной информации;

– переход на иную должность либо увольнение с должности, когда исполнение обязанностей по ней связано с постоянным возникновением ситуации конфликта интересов и т.п.

Приведенный перечень мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае могут быть найдены иные формы его урегулирования. При этом действия служащего по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не должны противоречить действующему законодательству.

В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на гражданской службе рекомендуется использовать в практической деятельности Обзоры типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, а также практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1, подготовленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (размещены на сайтах Минтруда, Правительства Алтайского края в разделе «Противодействие коррупции»).

! На усмотрение: для каждой сферы деятельности органа исполнительной власти характерны свои ситуации конфликта интересов, поэтому предлагаем на выбор рассмотреть несколько типичных ситуаций.

В случае принятия решения о несоблюдении служащим требований об урегулировании конфликта интересов и совершении коррупционного правонарушения, на представителе нанимателя лежит обязанность применения в соответствии с действующим законодательством мер ответственности во всех случаях совершения гражданским служащим коррупционных правонарушений.

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

Дисциплинарная ответственность за нарушение порядка уведомления о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей может быть в форме взысканий, установленных ст. 59.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Подводя итог, следует отметить, что проблема конфликта интересов в системе государственной гражданской службы сегодня достаточно актуальна, и останется такой еще долгое время. Ситуация «конфликта интересов» имеет моральную составляющую, так как во многом зависит от уровня нравственной культуры вас, служащих, от правового сознания, умения принимать должные моральные решения.

Личная заинтересованность – это еще не правонарушение. Необходимо сообщать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, не опасаясь предать гласности наличие личной заинтересованности. Легче предотвратить конфликт интересов, чем его потом урегулировать.

Конфликт интересов характеризуется альтернативностью, выбором между долгом и личным интересом. В ситуации конфликта интересов служащий еще не сделал окончательный выбор.

Своевременное выявление и урегулирование конфликта интересов является средством предупреждения коррупционных правонарушений. 

Источник: https://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/territorial/anticorruption/conflict/konflikt-na-sluzhbe.php

Потенциальный и реальный конфликт интересов

Потенциальный и реальный конфликт интересов

Однако роль руководства в выявлении конфликтов интересов не ограничиваться работой только с такой информацией.

К примеру, если в декларации о доходах и имуществе должностного лица указано, что оно получает дополнительные доходы в конкретной организации приобрело имущество у конкретного физического лица, реализовало ему имущество и т.

Активное участие в выявлении конфликтов интересов принимают кадровые службы и службы безопасности организаций.

Должностное лицо обязано самостоятельно устанавливать наличие признаков реального или потенциального конфликта интересов и сообщать об этом руководству, который в свою очередь принимает меры по недопущению возникновения реального конфликта интересов или его урегулированию. Общие требования к порядку предотвращения и урегулирования конфликтов интересов, возникающих в деятельности должностных лиц, определены в ст.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения бытовых вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь по ссылке ниже. Это быстро и бесплатно!

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

  • Утверждены Методрекомендации по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов
  • Перевод “потенциальный конфликт интересов” на английский
  • В Минздраве объяснили, что такое конфликт интересов и как его избежать
  • Положение о конфликте интересов
  • Противодействие коррупции
  • Конфликт интересов
  • КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
  • Потенциальный и реальный конфликт интересов
  • Управление конфликтами интересов как элемент кадровой политики
  • Конфликт интересов на государственной гражданской службе

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Декларирование того, что Украина взяла решительный курс на борьбу с коррупцией, звучит не первый день. Эта “новость” не несет никакой новизны, поскольку борьба с коррупцией была лозунгом в нашей стране на протяжении всех лет независимости.

Утверждены Методрекомендации по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов

Эта статья не для юристов. Я постарался уйти от сложных формулировок, написать максимально просто, чтобы люди поняли, почему сытый человек убивает, государственный чиновник не только не контролирует, но и покрывает, а суд прикрываясь верховенством права, способствует.

Я сам не охотник, но я могу понять движущие силы людей первобытного общества, заставлявшие в то время охотится, чтобы прокормить себя и соплеменников и одеть свое племя в шкуры животных. Я их могу понять и оправдать.

Изучая эту тему я также понял формально мотивы охоты современников, но не могу это занятие объяснить, кроме как убийство животных ради развлечения, желание казаться героем и простые человеческие понты.

Кроме того одной из основных целей охоты современности является банальное зарабатывание денег, т.

А охота — это дорогое развлечение. Так, например, если вы зайдете на сайт МСК Сокол, вы увидите эти космические расценки. На лося пока нельзя охотится, ниже на фото представлены расценки на добычу как это у них принято говорить оленя:.

Хочу отметить, что согласно установленной Минагрополитики стоимости лицензий, по которой охотхозяйства вносят плату в бюджет за добычу зверей приказ Минагрополитики от Хочу также отметить, что госцена лицензии на лося согласно тому же приказу составляет грн. Также, с учетом такой высокой стоимости, можно сделать вывод, что охота на лося — это джек-пот для любителей элитной развлекаловки с толстыми кошельками.

Ниже на фото представлена государственная стоимость лицензий:. По статистическим данным их легко найдете в СМИ численность популяции лосей в Украине составляет около особей, по данным защитников природы около особей, предположим, что правда где-то посередине.

Пока он судился, Минэкологии, выполняя свои функциональные полномочия взяло, да и внесло лося в Красную книгу. Разочарованию этого охотника не было предела и он взял и изменил и предмет и основания своего иска, захотев исключить лося из Красной книги. Суд охотно его желаниям повиновался и, в результате, таки исключил лося из Красной книги.

Что примечательно, в остальных, первичных исковых требованиях суд отказал. Коротко о деталях этого судебного решения. Мне они известны, так как я их скрупулезно изучил и подал соответствующую жалобу и сейчас это судебное решение будет пересматриваться.

Кроме того, были допущены нарушения самого процесса, такие как: судом незаконно принято заявление истца об одновременном изменении и предмета и оснований иска, что не допускается; суд, в нарушение КАСУ принял изменение предмета и оснований иска после окончания подготовительного заседания, что не допускается; суд при рассмотрении дела вышел за пределы юридической оценки, осуществил оценку доказательств, которая не основывается на материалах дела, а отнесена к специальному полномочия уполномоченного органа.

Есть и другие тонкости, но я, как и обещал, не буду вас грузить ими. Ознакомившись с этим судебным решением, я задался вопросом кому и зачем это нужно. После успешной сдачи экзамена охотник Огурцов А.

Для не охотников поясню, что охотится можно лишь при наличии соответствующих документов удостоверения охотника, документов на оружие и этой контрольной карты, куда вносятся приобретенные лицензии или отстрелочные карты, а также добытые трофеи, т.

Эта информация подтверждается следующими документами, расположенными внизу:. Как вы понимаете, моей целью было установить, охотился ли охотник Огурцов А. Вот такой он, забывчиво-предусмотрительный охотник Огурцов А.

Кстати, должен заметить, именно в Гослесагенстве я встретил серьезное сопротивление в получении информации, мне несколько раз отказывали, мы звонили взаимно а однажды, мне звонили и по ошибке обратились ко мне — Алексей Петрович, наверное случайно.

И информация, вытекающая из письма Гослесагенства, расположенного внизу, об утере контрольной карты за сезон годов, опровергает информацию Гослесагенства расположенную на документе выше , о том что охотник Огурцов А.

Ну да ладно с этим охотником Огурцовым А.

Или даже наличием конфликта интересов между частным и общественным интересом? В соответствии с Порядком осуществление контроля за соблюдением законодательства о конфликте интересов в деятельности судей и других представителей судебной системы и его урегулирования, утвержденном Советом судей Украины , потенциальный конфликт интересов – наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно выполняет свои служебные или представительские полномочия, может повлиять на объективность или беспристрастность принятия им решений, или на совершение или несовершение действий при выполнении указанных полномочий; реальный конфликт интересов – противоречие между частным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, что влияет на объективность или беспристрастность принятия решений, или на совершение или несовершение действий при выполнении указанных полномочий.

В соответствии со ст. Также он принимает решение об урегулировании реального или потенциального конфликта интересов в деятельности указанных лиц если конфликт не может быть урегулирован в порядке, определенном процессуальным законом.

Поскольку судья не воспользовался процессуальными способами урегулирования конфликта интересов , теперь этот вопрос находится в компетенции Высшего Совета Правосудия. А лоси… Лоси, эти неуклюже-красивые животные пусть живут…. Автор новости: Васили Гайдар.

Источник: https://sunsetboy.ru/avtomobilnoe-pravo/potentsialniy-i-realniy-konflikt-interesov.php

Минздрав разъяснил, что такое «конфликт интересов» и как действовать в подобных ситуациях

Потенциальный и реальный конфликт интересов

Министерство здравоохранения Украины обратилось к руководителям организаций, подчиненным Минздраву Украины, с письмом, чтобы в очередной раз напомнить о необходимости неукоснительного выполнения требований антикоррупционного законодательства должностными лицами.

Минздрав разъяснил, когда ситуацию можно охарактеризовать, как «конфликт интересов» и что делать в таких случаях, – передает пресс-служба Минздрава.

Что такое конфликт интересов

Конфликт интересов возникает, когда противоречия между частным интересом и служебными или представительскими полномочиями влияют на объективность или непредвзятость принятия решения, совершение или несовершение действий во время выполнения служебных полномочий. Чаще всего (но не исключительно) частный интерес связан с семейными отношениями или принятием руководителем решения относительно себя.

Например, в больнице работает сын главного врача этого заведения. Конечно, главный врач хочет заботиться о близком ему человеке. Этим и предопределяется его частный интерес.

Если главный врач имеет полномочия принимать решения, например, относительно премирования своей дочери, которая работает врачом в этой больнице, – это потенциальный конфликт интересов. То есть потенциальный конфликт интересов возникает, когда должностное лицо имеет служебные полномочия, связанные с совершением/несовершением действий, принятием решений в отношении близкого человека.

Если же руководитель учреждения реализует служебные полномочия в отношении близкого человека – это реальный конфликт интересов. То есть если главный врач учреждения утвердит выдать премию своей свекрови, которая работает младшей медицинской сестрой в этом заведении, то это реальный конфликт интересов. И тогда подобные действия главного врача – это правонарушение.

Аналогично, если этот главный врач будет принимать участие в рассмотрении и принятии решений комиссии по премированию работников больницы и проголосует по себе установление размера премии, он нарушит Закон Украины «О предотвращении коррупции». Такая ситуация – также реальный конфликт интересов.

Если, например, руководитель учреждения заключает договоры от имени своей больницы на поставку оборудования с физическим лицом-предпринимателем, которое является его невесткой, – это также реальный конфликт интересов.

К тому же в этих ситуациях руководитель нарушает требования по предотвращению и урегулированию конфликта интересов – он не сообщил о наличии конфликта интересов и принял решение в условиях реального конфликта интересов. Это – административные правонарушения, связанные с коррупцией.

Как действовать, если возник конфликт интересов

Руководителю необходимо постоянно проверять, не попадает ли в круг его полномочий частный интерес, ведь даже привычные на первый взгляд действия и решения могут иметь признаки конфликта интересов.

Если должностное лицо не уверено, существует ли у него конфликт интересов, оно обязано обратиться в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и подождать с дальнейшими действиями до получения разъяснения.

Если конфликт интересов возник, необходимо безотлагательно уведомить об этом вышестоящего руководителя или Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и не совершать никаких действий или решений по урегулированию ситуации.

Законом Украины «О предотвращении коррупции» четко определены способы внешнего урегулирования конфликта интересов.

Кроме того, всегда можно самостоятельно урегулировать конфликт интересов, избавившись от частного интереса.

В таком случае необходимо предоставить подтверждающие документы непосредственному руководителю или руководителю органа, к полномочиям которого относится увольнение/инициирование освобождения от должности.

Если конфликт интересов имеет постоянный характер и его невозможно урегулировать другим способом, придется прибегнуть вплоть до увольнения лица.

А непосредственный руководитель или руководитель органа, к полномочиям которого относится увольнение/инициирование освобождения от должности, которому стало известно о конфликте интересов подчиненного, обязан принять меры урегулирования в течение двух рабочих дней с момента получения такого уведомления.

Если в действиях должностных лиц учреждений, принадлежащих к сфере управления МОЗ Украины, будет выявлен конфликт интересов и он не будет урегулирован самостоятельно, к указанным должностным лицам необходимо будет применить меры внешнего урегулирования конфликта интересов, в том числе в виде увольнения с должности.

Конфликт интересов регулируется статьями 28-36 Закона Украины «О предотвращении коррупции».

Напомним, НАЗК направило в суд 44 протокола о нарушении требований по урегулированию конфликта интересов.

Источник: https://zik.ua/ru/news/2019/08/15/mynzdrav_razyasnyl_chto_takoe_konflykt_ynteresov_y_kak_deystvovat_v_1627415

Управление конфликтами интересов как элемент кадровой политики

Потенциальный и реальный конфликт интересов

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Как правило, под конфликтом интересов понимается противоречие (столкновение) между личными (частными) интересами должностного лица и публичными (общественно-правовыми) интересами, когда есть основания полагать, что должностное лицо уже не в состоянии действовать объективно и беспристрастно, а оказывается под влиянием личных интересов, которые могут стать причиной принятия им решений или совершения других действий по службе, нарушающих права и законные интересы других граждан, организаций, общества, государства.

В правоприменительной практике выделяют два вида конфликтов интересов — реальный и потенциальный.

Реальный конфликт интересов возникает в ситуации, когда должностное лицо фактически выполняет служебные обязанности, которые находятся в сфере влияния его личных интересов.

Потенциальный конфликт интересов — это ситуация, когда должностное лицо в случае выполнения в будущем определенных служебных обязанностей может оказаться под влиянием личных интересов, что приведет к возникновению реального конфликта интересов.

НА ЗАМЕТКУ

Ситуации, при которых должностное лицо под влиянием личных интересов ненадлежащим образом выполнило свои служебные обязанности, следует рассматривать уже не как конфликт интересов, а как состоявшийся факт неправомерного поведения, злоупотребления служебными полномочиями или даже коррупции.

Конфликты интересов могут присутствовать в деятельности любых должностных лиц, однако на законодательном уровне регулированию чаще всего подвергаются механизмы управления конфликтами интересов, с которыми сталкиваются государственные служащие и другие лица, уполномоченные на выполнение государственных функций.

Управление конфликтами интересов в организациях частного сектора экономики, как правило, осуществляется в порядке, предусмотренном локальными нормативными правовыми актами этих организаций, в том числе кодексами профессиональной этики.

Согласно абз. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» в редакции от 22 декабря 2011 г.

(далее — Закон о борьбе с коррупцией) конфликт интересов — это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Таким образом, законодатель установил правовое регулирование лишь тех конфликтов интересов, которые возникают в деятельности государственных должностных лиц.

Кроме того, к конфликтам интересов он отнес ситуации, когда на государственное должностное лицо влияют или могут повлиять не только его личные интересы, но и личные интересы его супруга (супруги), близких родственников или свойственников.

НА ЗАМЕТКУ

Государственными должностными лицами являются:

– Президент Республики Беларусь;

– депутаты Палаты представителей;

– члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе;

– иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе;

– лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %;

– иные лица, перечисленные в абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией.

Конфликт интересов — сложная правовая категория с неоднозначными характеристиками, допускающими различные, зачастую субъективные, трактовки.

Одним из наиболее спорных по содержанию является термин «личные интересы», который фактически выступает синонимом термина «личная заинтересованность».

В Законе о борьбе с коррупцией личные инте­ресы отнесены к категории внеслужебных интересов.

В некоторых нормативных правовых актах Республики Беларусь используются понятия «имущественный и иной личный интерес» и «корыстная и иная личная заинтересованность».

Отсюда следует, что личные интересы включают в себя как имущественные, так и неимущественные интересы.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (135), апрель 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Источник: https://otdelkadrov.by/number/2012/4/420127/

Юрист Тимофеев
Добавить комментарий