Как долго может длиться доследственная проверка

Доследственная проверка сколько длится

Как долго может длиться доследственная проверка

Сроки доследственной проверки четко предусмотрены ст. Сообщение о совершении преступления должно быть рассмотрено в течение 3 суток с момента его получения.

За этот срок следствие проводит доследственную проверку, по результатам которой принимает решение о наличии или отсутствии состава преступления по обстоятельствам, изложенным в сообщении.

В случае если в этот срок необходимый комплекс проверочных мероприятий не проведен и вопрос о возбуждении уголовного дела остался открытым, то руководитель следственного органа продевает этот срок до 10 суток. При необходимости проведения ревизий, экспертиз, оперативно-розыскных мероприятий и т.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Сколько длится расследование уголовного дела
  • Длительность следственного процесса по уголовным делам
  • Права граждан на стадии доследственной проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ
  • Доследственная проверка
  • Гордиев узел доследственной проверки
  • Сроки доследственной проверки и их значение для защиты
  • Сколько ведется следствие по уголовному делу
  • Бесплатные юридические консультации

Согласно ст.

Сколько длится расследование уголовного дела

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Федерального закона от Если дело требует более тщательного и длительного расследования, то следствие по нему может быть продолжено до 3 месяцев ст. Такое решение может быть вынесено руководителем следственного органа, проводящим расследование.

Внимание Если же расследуемое УД относится к особо сложным, то по вердикту руководителя органа следствия данного субъекта РФ срок досудебного расследования может быть увеличен до 1 года ст. Последующее продление периода следствия может быть допущено только в исключительных случаях.

В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Предварительное следствие N ФЗ статья настоящего Кодекса дополнена частью 1.

В случаях, предусмотренных статьями При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти при федеральном органе исполнительной власти и их заместителями. Федеральных законов от При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Срок предварительного следствия , установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

Однако срок может быть приостановлен например в связи с розыском или же уголовное дело может быть возвращено прокурором для производства дополнительного следствия. Ваш e-mail не будет опубликован.

Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде. Категории Уголовное право Я оказался свидетелем по факту мошенничества при получении одной организацией кредита в банке. Следствие идет почти 2 года.

Между первым и вторым допросом прошло больше года. Между вторым и третьим около 3-х месяцев, между третьим и четвертым около месяца. Сейчас опять пару месяцев не трогают. Они то следователей меняют, то объяснения берут по несколько раз, то образцы почерка снимают.

Такое ощущение, что они вспоминают обо мне, когда надо продлить дело.

Сколько идет следствие по уголовному делу Сколько может длиться следствие Сколько длится предварительное следствие? Статья Сколько идет следствие по уголовному делу Какие установлены сроки расследования уголовных дел Сколько может длиться следствие Сколько длится следствие, если возбудили уголовное дело?

Длительность следственного процесса по уголовным делам Статья Срок предварительного следствия Сколько идет следствие по уголовному делу Длительность следственного процесса по уголовным делам Сколько длиться следствие по неизвестному лицу. Разрешение на это может дать председатель Следственного комитета РФ. О том, как прохожит доследственная проверка, расскажет адвокат: Порядок продления периода расследования Данное процессуальное действие регламентировано в ст.

Источник: https://dachauozera.ru/advokat-saratov-po-ugolovnim-delam/dosledstvennaya-proverka-skolko-dlitsya.php

Права граждан на стадии доследственной проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ

Как долго может длиться доследственная проверка
16.03.

2015  / Центральный аппарат

Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает «предварительную» стадию досудебного уголовного судопроизводства – стадию доследственной проверки (проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ). На данной стадии органами предварительного расследования решается вопрос о наличии или об отсутствии в том или ином сообщении о преступлении признаков преступления.

Поступление в правоохранительные органы сообщения о преступлении предваряет любую доследственную проверку.

Под сообщением о преступлении уголовно-процессуальный закон понимает заявление о преступлении, явку с повинной (т.е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении), а также сообщения, полученные из иных источников, оформленные процессуально рапортом об обнаружении признаков преступления.

Доследственную проверку по сообщению о преступлении проводят уполномоченные на то органы предварительного расследования, на которые законодателем возложена обязанность уголовного преследования.

К таковым законодателем отнесены следственные органы и органы дознания различных правоохранительных ведомств, а именно следственные органы СК России, органы внутренних дел, органы наркоконтроля, органы федеральной службы безопасности, органы ФССП, органы государственного пожнадзора ФПС, таможенные органы.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением указанными органами законов на стадии доследственной проверки, а также прав и свобод граждан на указанной стадии. Все решения, принятые по результатам доследственных проверок проверяются на предмет законности и обоснованности в органах прокуратуры.

Гражданин, которому по тем или иным обстоятельством стало известно о совершенном, готовящемся или совершающемся преступлении, должен сообщить об этом в правоохранительные органы.

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах органов предварительного расследования.

В территориальных органах внутренних дел оперативным дежурным ведется круглосуточный прием таких заявлений и сообщений.

При отсутствии возможности прийти в правоохранительный орган о совершенном или готовящемся преступлении гражданин может сообщить по телефону 02, телефонам территориальных подразделений правоохранительных органов, телефону «доверия».

Все заявления, сообщения о преступлениях подлежат обязательной регистрации в КУСП правоохранительных органов, о чем лицо, принявшее такое заявление или сообщение составляет талон-уведомление, который вручает заявителю.

В случае нерегистрации сообщения о преступлении, необоснованного отказа в регистрации необходимо незамедлительно обжаловать данные незаконные действия в прокуратуру либо в суд.

Ст.144 УПК РФ предусматривает 3-суточный срок доследственной проверки по сообщению о преступлении. Данный срок может быть продлен уполномоченными на то лицами до 10 и 30 суток соответственно. Таким образом, предельный срок проверки составляет 30 суток с даты регистрации сообщения о преступлении.

В ходе доследственной проверки органы расследования проводят соответствующие проверочные мероприятия, направленные на выяснение все обстоятельств совершенного преступления, установление лиц, причастных к их совершению.

При проведении процессуальных действий участвующим в них лицам разъясняются права: не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

По результатам проверки в силу ст.145 УПК РФ должностное лицо органа расследования, ее проводившее, обязано принять одно из 3 решений (облекаемом в форму постановления):

– при наличии достаточных данных о наличии признаков какого-либо преступления – о возбуждении уголовного дела;

– при их отсутствии – об отказе в возбуждении уголовного дела;

– при подследственности сообщения другому органу – о передаче сообщения о преступлении по подследственности.

О принятом по сообщению о преступлении решении в обязательном порядке уведомляется заявитель с разъяснением права обжаловать решение и порядка обжалования. Кроме того, при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела его копия направляется заявителю.

Любое из вышеуказанных решений заявитель вправе обжаловать надзирающему прокурору либо в суд.

Прокурор отдела управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД юрист 2 класса Сысоев Н.М.

Источник: http://www.prokuror-tula.ru/prosecutors-office/explanation/central-office/15880/

Сколько может длиться доследственная проверка

Как долго может длиться доследственная проверка

Конечно заявитель должен информироваться о всех принимаемых решениях, но на практике это выполняется далеко не всегда.

Из практики: я сам неоднократно по просьбе тех или иных работников принимал не доработанные материалы проверок (по которым невозможно было ни возбудить уголовное дело, ни отказать в его возбуждении из-за нехватки очень существенных документов или объяснений), выносил по ним постановления о возбуждении уголовных дел (либо об отказе), сам же от имени прокурора (в последнее время из-за изменившихся требований в статистике, в особенности если в последующем планируется возбуждать уголовное дело, вариант через прокурора был исключен) или руководителя следственного органа печатал постановления об отмене своего же решения, подписывал и возвращал исполнителю.

УПК):

  • передача расследованного УД прокурору с вынесенным обвинительным заключением;
  • направление УД в суд для применения к подозреваемому принудительных мер медицинского воздействия;
  • вынесение постановления о прерывании следственного производства по данному делу.

Длительность досудебного следствия прописана в 162 статье УПК РФ, в 1 части которой сказано о том, что данный период составляет 2 месяца. В указанный промежуток не входит время, на которое расследование было по каким-либо причинам приостановлено.

Если дело требует более тщательного и длительного расследования, то следствие по нему может быть продолжено до 3 месяцев (ст. 162, ч. 4 УПК).

Сколько длится доследственная проверка

При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер.

Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.

144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г.

Использование защитой сроков доследственной проверки

Очевидно, когда доследственная проверка проводится в течении 3-х суток, инструментов у защиты минимально, даже если обратились в начале срока ее проведения.

Обычно в течении 3-х суток проводится проверка, когда состав преступления очевиден, например при обнаружении трупа со следами насильственной смерти.

В этом случае дело возбуждается практически в тот же день и какие-то дополнительные проверочные мероприятия не требуются.

Но в условиях неочевидности криминального характера данных изложенных в сообщении о преступлении, проверка носит длительный по времени характер, в течении которого можно как следует не только подготовиться к защите, но и предоставить данные, свидетельствующие о непричастности к преступлению.

  • личные данные лица, предоставившего его;
  • само содержание нарушения в краткой форме;
  • должность и ФИО полицейского, принимавшего заявление;
  • результат проверки запроса;
  • принимаемое решение.

Лицо, которое предоставило сообщение, получает специальный документ о том, что заявление было принято.

После регистрации заявления начинается сам процесс доследственной проверки, в процессе которого уполномоченные осуществляются проверку поступившей информации, общаются со свидетелями, задают им вопросы, касающиеся совершенного правонарушения.

Также могут быть подключены экспертные службы, которые выносят вердикт о тех или иных обстоятельствах по делу. Производится осмотр помещений, транспортных средств, места проживания предполагаемого преступника, а также каких-либо вещей, причастных к делу.

Сколько может длиться доследственная проверка по 159.2

4.

УПК РФ, предусматривая право уполномоченного должностного лица продлевать сроки доследственной проверки сначала до 10 суток, а затем до 30 суток, не предусматривает его обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц. Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ, «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия».

Данная процессуальная норма, действующая на стадии предварительного расследования, представляется логичной и основательной, но как объяснить иной подход законодателя при продлении срока проведения проверки, скажем, до 30 суток? Совершенно очевидно, что заинтересованные лица обязаны знать о таком решении следователя (дознавателя), чтобы иметь возможность своевременно его обжаловать.

5.

Сколько может длиться доследственная проверка по 264

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61Это быстро и бесплатно!

В чем заключается доследственная проверка

Промежуток времени с поступления запроса на открытие уголовного разбирательства до фактического запуска дела носит название доследственной проверки.

В этот период полицейские органы изучают информацию, которая свидетельствует о совершении или же не совершении какого-либо преступления, и на основании полученных материалов принимают решение о возбуждении или не возбуждении уголовного процесса.

Эту процедуру регулирует статья 144 УПК Российской Федерации.

Сколько может длиться доследственная проверка по уголовному делу

После того как тот или иной человек обратился со своим заявлением о преступлении в полицию (по телефону, в письменном виде), у него всегда встает резонный вопрос: а что теперь делать и главное, сколько ждать? Когда сотрудники полиции примут решение о возбуждении уголовного дела? Обычно именно возбуждения уголовного дела желают заявители, в противном случае не было бы и смысла обращаться в полицию и со стороны последних будет абсолютной несправедливостью, если в возбуждении уголовного дела будет все-таки отказано.

В данный раз я раскрою только сторону о сроках проведения проверки по заявлению и почему они порой значительно растягиваются.

Согласно действующего Закона, а именно ч. 1 ст.

[important]Период с момента возникновения основания для возбуждения уголовного дела до фактического принятия соответствующего решения следователем, дознавателем называется доследственной проверкой. Продолжительность данного срока урегулирована статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Указанная норма устанавливает, что соответствующее должностное лицо обязано принять решение о возбуждении уголовного дела не позднее, чем через трое суток с момента получения сообщения о преступлении.

[/important] При этом конкретное основание для возбуждения уголовного дела значения не имеет, поскольку указанная продолжительность доследственной проверки должна применяться во всех случаях.

[attention]Такое решение может быть вынесено руководителем следственного органа, проводящим расследование.

Источник: https://sud22.ru/skolko-mozhet-dlitsya-dosledstvennaya-proverka

Доследственная проверка: адвокаты против (интервью Гульнар Сулейменовой, кандидата юридических наук, профессора)

Как долго может длиться доследственная проверка

Доследственная проверка: адвокаты против

 Интервью Гульнар Сулейменовой,

кандидата юридических наук,

 профессора

МВД и КНБ предлагается в законодательном порядке регламентировать порядок доследственной проверки и возможности выделения ее как одну из стадий уголовного процесса.

Так, правоохранительные органы предлагают решить этот вопрос путем включения в УПК РК соответствующей главы, в которой необходимо закрепить права и обязанности участников доследственной проверки, а также порядок производства обыска, выемки до возбуждения уголовного дела

 Эти и подобные предложения о расширении круга следственных действий до возбуждения уголовного дела, представляются неприемлемыми, поскольку их чрезмерное расширение хотя и сможет способствовать более полному установлению оснований к возбуждению уголовного дела, однако это отрицательно отразится на правах и законных интересах лиц, в отношении которых будут проводиться следственные действия. Те процессуальные средства, которые предусмотрены законом для установления оснований возбуждения уголовного дела, являются достаточными для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. А предложение о выделении так называемой «доследственной проверки» в самостоятельную стадию уголовного процесса противоречит не только сложившимся в теории уголовного процесса взглядам на эту деятельность, но и основополагающим институтам УПК РК, которые заключаются в следующем.

 Безусловно, предварительная проверка любой информации о готовящемся или совершенном преступлении, необходима. Однако она должна быть ограничена теми пределами, которые исключают вторжение в гарантированную Конституцией РК сферу прав и законных интересов личности.

Это обусловлено тем, что особенность деятельности на стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что органами дознания используется оперативно-розыскная деятельность, т.е.

не регламентированное нормами УПК РК, неформализованное и в большинстве случаев с использованием негласных оперативно-розыскных мероприятий, установление сведений о событии преступления и лице его совершившем.

В этих случаях лицо, в отношении которого проводится проверка остается совершенно незащищенным: поскольку у него нет еще статуса участника уголовного процесса (т.к. лицо может быть признано таковым только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела), он находится в неведении (поскольку прав у него как участника процесса еще нет) и о тех решениях и действиях, которые предпринимаются в отношении его.

 Кроме того, УПК РК не предусматривает обязательность проверки заявлений и сообщений о преступлениях по всеми уголовным делам.

Необходимость в проверке возникают, обычно в двух случаях: 1) сведения о преступлении, содержащемся в источнике информации сомнительны или недостаточны для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) немедленное возбуждение уголовного дела может в последующем повлечь его прекращение.

 Попытки расширить круг следственных действий, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела, объясняется, в частности, тем, что в правоприменительной практике содержание понятия «наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления», используемого в ч. 2 ст.

177 УПК РК, зачастую отождествляется правоприменителями с понятием «состав преступления».

Смешение этих двух видов данных, подмена одного другим в ряде случаев являются одной из причин ошибок при проверке оснований для возбуждения уголовного дела: следователь, дознаватель стремятся на этом этапе установить те обстоятельства, которые должны быть доказаны только после возбуждения уголовного дела в процессе полноценного предварительного расследования.

 Указанные понятия не тождественны: используя первое понятие, законодатель, тем самым, устанавливает, что для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нет необходимости устанавливать все элементы состава преступления, а достаточность оснований может обладать не такой высокой степенью достоверности как «достаточные доказательства», поскольку являются сведениями, предметами , фактическими данными (ч. 4 ст. 125, ст. 130 УПК РК), а не доказательствами. Поэтому проверочные действия на этой стадии ограничены определенными пределами, т.е. совокупностью проверочных действий, необходимых для обоснованного предположения (а не доказанности) органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

 Нельзя забывать и того, что если после возбуждения уголовного дела будут установлены обстоятельства, исключающие производство по делу, то УПК РК для таких случае предусматривает институт прекращения уголовного дела.

Важно учесть, что деятельность на стадии возбуждения уголовного дела нередко имеет значительную социальную окраску. На этот фактор указывается в юридической литературе.

Так, с «помощью» доследственных проверочных действий можно нанести непоправимый вред деловой репутацию бизнесмена, политика и т.д.

А в случае введения в УПК Р выемки и обыска, в результате которых может быть изъята документация, возможно причинение вреда и финансового характера.

Не исключено также, что возбуждение уголовного дела может быть и «заказным» и рассматриваться как средство устранения конкурентов по политическим или экономическим мотивам. Можно привести немало и других примеров негативных последствий этого этапа уголовного процесса, которые существенным образом затрагивают конституционные права и законные интересы граждан.

 Поэтому расширение круга проверочных действий до возбуждения уголовного дела, увеличение срока для их проведения сопряжены с риском существенного ущемления основных конституционных прав лиц, которые еще не будучи участниками уголовного процесса, лишены тех гарантий, которые установлены ст. 114 УПК РК.

Кроме того, производство следственных действий – это суть и содержание стадии предварительного расследования. Имеющийся на сегодняшний день предусмотренный УПК РК арсенал проверочных действий является, на мой взгляд, достаточным, чтобы принять обоснованное и законное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

К числу этих действий законодатель относит принятие и протоколирование первичной информации о совершенном или готовящемся преступления (заявлений и сообщений); получение объяснений от граждан и должностных лиц; истребование необходимых предметов и документов; принятие представленных предметов и документов; требование производства документальных, ведомственных и контрольных проверок, ревизий и привлечение к их проведению специалистов. Кроме того, закон допускает производство двух следственных действий – это осмотр места происшествия (ст.222 УПК РК) и производство экспертизы (ст.241 УПК РК), без проведения которых в ряде случаев действительно невозможно установить основания для возбуждения уголовного дела.

 Нельзя и забывать того, что стадия возбуждения уголовного дела, как отмечается в юридической литературе, явилась продуктом перерождения дореволюционного института полицейского (административного) дознания, задачей которого было не собирание, а обеспечение доказательств и оно выступало лишь частным случаем для начала судопроизводства.

В последующем в советском уголовном процессе появились квазисудопроизводственные процедуры (в том числе, и доследственная проверка), реализуемые за пределами уголовного процесса, что позволяло (и позволяет в настоящее время) проводить вне его рамок большую часть расследования, в чем также проявлялся и проявляется феномен «теневого» уголовного процесса (С. Е. Вицин, Ю.В. Дерише, С. В.

Лаврухин, Т.Г. Морщакова, А.И. Трусов и др.). Важно учесть и зарубежный опыт в регламентации досудебного производства, особенностью которого является в странах англо-саксонской права вообще отсутствие аналога стадии возбуждения уголовного дела.

Началом уголовного преследования в этих странах является принятие мер уголовно-процессуального принуждения (например, обращение в суд с заявлением о выдаче ордера на арест либо обыск жилого помещения).

 Необходимость переосмысления сути и значения стадии возбуждения уголовного дела, уяснение поводов и механизма установления оснований принятия решения о начале уголовного судопроизводства очевидна.

Но, если и следует дополнить УПК РК в части, касающейся доследственной проверки, то это должно касаться не расширения ее пределов путем введения возможности производства следственных действий, а установления процессуальной регламентации ее проведения: порядка и оснований получения объяснений, процедуры истребования предметов и документов, проведения ревизий; определения процессуального статуса заявителя (в частности, его право пользоваться юридической помощью адвоката), а также лица, в отношении которого проводится проверка и др.

в газета «Ваш адвокат» //. 2009. 27 февраля (№ 2) С. 3

Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397220

Гордиев узел доследственной проверки

Как долго может длиться доследственная проверка

Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем. Вот лишь некоторые из них:

1. Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер.

Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток. К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков. В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев. При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер. Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О). Вместе с тем нарушения сроков проверки сообщений не влекут для следователей никаких неблагоприятных процессуальных последствий, в том числе признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным либо исключения доказательств, а поэтому такие произвольные действия продолжаются.


2. В период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель позволил следователю проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности будущего обвиняемого.

Так, согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.

На это указывают требования ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ: «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса».

Было очень опрометчивым решением законодателя дозволять представителям обвинения получение доказательств еще до возбуждения уголовного дела (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ была введена Федеральным законом от 4 марта 2013 г.

№ 23-ФЗ), когда представляется затруднительным обеспечить реализацию принципа равноправия и состязательности сторон.


3.

УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности.

Например, он не сможет привести к следователю очевидца совершенного преступления и попросить его опросить. По смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство только по уголовному делу, которое на интересующий нас момент еще не возбуждено.

4. УПК РФ, предусматривая право уполномоченного должностного лица продлевать сроки доследственной проверки сначала до 10 суток, а затем до 30 суток, не предусматривает его обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц.

Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ, «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия». Данная процессуальная норма, действующая на стадии предварительного расследования, представляется логичной и основательной, но как объяснить иной подход законодателя при продлении срока проведения проверки, скажем, до 30 суток? Совершенно очевидно, что заинтересованные лица обязаны знать о таком решении следователя (дознавателя), чтобы иметь возможность своевременно его обжаловать.

5. Неизвещение лица, в отношении которого проводится проверка, о вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ о принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела извещается только заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное постановление.

Но ведь данное постановление не в меньшей степени затрагивает интересы лица, в отношении которого проводилась проверка!

6. Часть 1.1 ст.

144 УПК РФ не предусматривает право стороны защиты знакомиться с материалами доследственной проверки в случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следователь, который вынес формальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, намереваясь выиграть время и в будущем возбудить уголовное дело, не позволит ознакомиться с материалами проверки, имея в виду пресловутую тайну следствия.

К этому следовало бы добавить, что со стороны прокуроров и руководителей следственных подразделений за действиями следователей и дознавателей на данной стадии осуществляется слабый соответственно надзор и контроль, а судебный контроль напрочь отсутствует.

Таким образом, так называемая доследственная практика превратилась в полноценное, иногда в многомесячное, не контролируемое со стороны суда расследование, которое проводится еще до возбуждения уголовного дела, но в процессе которого следователь (дознаватель) беспрепятственно добывает доказательства виновности, а лицо, в отношении которого такая проверка ведется, ограничено в процессуальных правах и не имеет эффективной возможности себя защищать.

Такое положение с очевидностью нарушает провозглашенный в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принцип равноправия и состязательности сторон.

В дальнейшем, уже после возбуждения уголовного дела, дублируются многие процессуальные действия, ранее совершенные в ходе доследственной проверки: опрошенные лица повторно допрашиваются, могут заново проводиться экспертизы и т.д.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, обоснованно указывая на некоторые из отмеченных проблем, предложила вообще упразднить доследственные проверки.

Данное предложение следовало бы проанализировать с точки зрения его практических перспектив.

Если сегодня исключить из УПК РФ ст. 144 и 145, то завтра может произойти следующее. Основанием для возбуждения уголовного дела станет лишь информация о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, полученная из заявления, явки с повинной или сообщения о преступлении. Схожий порядок предусмотрен ст.

21 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой президент адвокатской палаты субъекта РФ при наличии надлежащего повода и формы обращения возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката не позднее десяти дней со дня их получения и никакой предварительной проверки обращения не проводит.

И в этом случае такой порядок кажется вполне приемлемым. Однако в отношении уголовного преследования граждан он может повлечь серьезные негативные последствия. Очевидно, что секвестр только двух статей приведет к значительному увеличению количества возбужденных уголовных дел.

После автоматического возбуждения уголовного дела без проведения предварительной проверки встанет вопрос о задержании подозреваемого лица и его дальнейшего помещения под стражу.

Из практики нам хорошо известна приверженность представителей стороны обвинения и судов к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу, которая оценивается статистикой как переваливавшая за 91% от числа всех заявленных ходатайств.

Может укорениться сложившаяся практика, при которой подозреваемый (обвиняемый) сначала окажется в следственном изоляторе, а лишь потом следователь начнет проверять его причастность к совершению преступления, достоверность и допустимость показаний потерпевшего и иных доказательств.

Неизбежно с увеличением количества возбужденных дел увеличится количество арестованных лиц.

С учетом сложившихся следственных обычаев, когда следователь и его руководитель боятся прекратить возбужденное уголовное дело из-за возможных обвинений в коррупции и некомпетентности, могут возникать ситуации, при которых поспешно заведенные уголовные дела попросту не захотят прекращать. По традиции их со страху станут заталкивать в суды для рассмотрения по существу. Зная практику вынесения оправдательных приговоров (около 0,2–0,3%) и еще более печальную практику отказов прокуроров от поддержания обвинения, мы столкнемся с массовыми фактами осуждения невиновных лиц.

Как видно, исключение из УПК РФ только двух статей (144 и 145) может привести к катастрофическим последствиям для интересов правосудия и правопорядка.

Может произойти так называемый эффект бабочки, когда незначительное влияние на систему создаст большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время. Следует признать, что существование доследственной проверки позволяет отказывать в возбуждении многих тысяч уголовных дел за отсутствием состава или события преступления.

Удаление важного процессуального фильтра облегчит процедуру возбуждения и сделает граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, более уязвимыми.

Кроме того, от таких новаций вряд ли будут в восторге и сами следователи (дознаватели), ведь они будут вынуждены без какой-либо проверки возбуждать уголовные дела, а потом нести персональную ответственность за неизбежно допущенные ошибки. Этого допустить никак нельзя. Как повествуют античные писатели Курций Руф и Плутарх, в 334 г. до н.э.

Александр Македонский, столкнувшись со сложным узлом и потеряв терпение, не стал его распутывать, а просто рассек одним ударом меча. Полагаю, что сложный гордиев узел доследственной проверки не стоит иссекать таким прямолинейным способом. Нам следовало бы настойчиво и выдержано найти и распутать все концы этого сложного узла.

Во-первых, распутать наиболее завороченный конец, связанный со сроками проведения проверок в порядке ст. 144–145 УПК РФ, можно, сократив их до 10 суток, как это было и ранее в УПК РСФСР, ограничив соответствующих должностных лиц возможностью однократной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во-вторых, освободить еще один тяжелый конец узла, позволяющий следователю (дознавателю) проводить полноценное расследование и собирать доказательства до возбуждения уголовного дела. В этом нет никакой необходимости, потому что доказательства должны добываться только после возбуждения уголовного дела.

В-третьих, найти и вытянуть еще один закрученный конец, который ограничивает процессуальные возможности лица, в отношении которого ведется проверка и его адвоката.

Если все же ставить вопрос об упразднении проверки до возбуждения уголовного дела, то следует предусмотреть фундаментальные изменения самой идеологии УПК, где вместе с проверкой на процессуальную свалку должна уходить и действующая у нас стадия предварительного следствия. Но это совершенно иная тема.

Стать автором

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/gordiev-uzel-dosledstvennoy-proverki/

Сколько Длится Доследственная Проверка

Как долго может длиться доследственная проверка

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

▪ При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

▪ Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

▪ По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

Доброго времени суток! В течении 30 календарных дней, с момента вынесения постановления о проведении проверки, сотрудники ОБЭП должны составить акт по итогам.

Сроки экспертизы драки

7.2. Значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть — стойкая утрата общей трудоспособности от 10 до 30 процентов включительно.

8.2. Незначительная стойкая утрата общей трудоспособности — стойкая утрата общей трудоспособности менее 10 процентов.
8. Медицинскими критериями квалифицирующих признаков в отношении легкого вреда здоровью являются:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (с изменениями и дополнениями)

Здравствуйте, советую вам обратиться за экспертизой самостоятельно. Также собирайте все справки о вашем лечении.

Сроки доследственной проверки до возбуждения уголовного дела

Я написала в полицию заявление, чтобы меня ознакомили с состоянием моего «дела», в течение месяца ответ так и не прислали, писала письмо на начальника МВД нашего города. Мой адвокат связывался с дознавателем, тот ему пояснил, что вам лучше успокоиться, чтобы вам чего-нибудь не повешали, что вроде как материалов полно, но почему-то дела то так и не в течение полугода.

Первый — записаться на прием к начальнику, тот в свою очередь возьмет Ваш вопрос на контроль и даст поручение конкретному сотруднику (но шансы на то, что Ваши интересы будут соблюдены — нет!).

Адвокаты на то и адвокаты. Чтобы не » успокаиваться» по совету какого-то дознавателя а вступать в борьбу за ваши права. Закон не знает слова:»Пояснил» Вы именно за это ему деньги платите. Посоветуйте ему от меня написать жалобу прокурору. И статью ему покажите-124 УПК РФ. Удачи

Судя по всему ваш адвокат работает сразу на две стороны, не желает конфликтовать с полицией, поэтому самое первое что нужно сделать, сменить адвоката

На практике очень часто бывает, что правоохранительные органы не укладываются в сроки, установленные законом. При этом, чтобы увеличить сроки проверки, принимают промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а потом отменяют его и возобновляют проверку, тем самым фактически продлевая сроки.

А по поводу бездействия полиции обращайтесь с жалобой в прокуратуру в порядке статьи 124 УПК РФ либо в суд в порядке статьи 125 УПК РФ.

Второй — поменять адвоката, который закидает территориальный отдел жалобами и в итоге — и с проверочным материалом ознакомится, копии снимет, Вас проинформирует, и материал отправится в архив!

Исчисление сроков проверки сообщения о преступлении и порядок их продления

Согласно ч. 2 ст. 128 УПК РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, т. е. в полночь (24 часа 00 минут) последних суток.

Незаконное и необоснованное продление срока проверки сообщения о преступлении вместе с очевидной волокитой затрудняет доступ к правосудию. Поэтому заявитель вправе обратиться в суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ.

Дальнейшее продление сроков, отведенных на проверку сообщения о преступлении, не допускается.

В случае если по объективным причинам у сотрудника органов внутренних дел, принявшего заявление (сообщение) о преступлении, отсутствует возможность сообщить в дежурную часть информацию по существу принятого заявления и сообщения, соответствующие сообщение либо подлинник заявления передаются в дежурную часть по прибытии сотрудника в территориальный орган МВД России. В данном случае срок следует исчислять не с момента регистрации сообщения о преступлении, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа сообщения о преступлении.

Основные правила исчисления и продления процессуальных сроков в уголовном судопроизводстве закреплены в ст. ст. 128, 129 УПК РФ. Общий срок производства должен быть разумным. Пределы продления срока, разумность срока производства является элементом справедливого разбирательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 129 УПК РФ срок может быть продлен лишь в случаях и порядке, которые установлены УПК РФ.

Не будет являться основанием для продления срока проведения проверки, например, получение объяснений от лиц, не являющихся свидетелями преступления (

И как долго может идти доследственная проверка

Вам нужно обратиться к начальнику ОВД, в котором проводится проверка, с заявлением о получении Постановления о результатах проверки по КУСП №. Все сроки проверки прошли.

▪ О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

▪ о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

▪ По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

Обратилась в полицию с заявлением на обидчика. Он проживает в др. городе. Меня по месту жительства опросили и передали материалы в его город. Прошло 6 месяцев и ни слуху, ни духу. Что делать? Ехать в тот город и там трясти полицию и выяснять почему они молчат? И как долго может идти доследственная проверка? Спасибо.

▪ о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Прочитайте другие ответы юристов:

Источник: https://urist-onlain.ru/otvety/skolko-dlitsja-dosledstvennaja-proverka-9111.html

Юрист Тимофеев
Добавить комментарий