Избыточные требования к товарам по 44 фз

Избыточные требования к товарам по 44 фз

Избыточные требования к товарам по 44 фз

Организация государственный заказчик планирует осуществление закупки строительных работ в форме конкурса с ограниченным участием.

Правомерно ли предусматривать в конкурсной документации требование об указании участниками в заявках конкретных показателей материалов, которые планируется использовать при выполнении строительных работ? Является ли основанием для отклонения заявки участника то обстоятельство, что содержащееся в ней описание товаров, которые планируется использовать при выполнении работ, не соответствует конкурсной документации? Само по себе установление в конкурсной документации требований о необходимости указания в заявке конкретных показателей материалов, используемых при выполнении работ, если такие требования не являются избыточными, не противоречит закону. Несоответствие заявки участника указанному требованию является основанием для ее отклонения.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Дорогие читатели! Наши статьи описывают типовые вопросы.

Если вы хотите получить ответ именно на Ваш вопрос, Вам нужна дополнительная информация или требуется решить именно Вашу проблему – ОБРАЩАЙТЕСЬ >>

Мы обязательно поможем.

Это быстро и бесплатно!

  • Избыточные требования к товарам по 44-ФЗ
  • ШКОЛА ЗАКУПОК
  • Установление заказчиком избыточных и излишних требований при описании объекта закупки по 44-ФЗ
  • Ловушки и заточки в техническом задании как инструмент управляемых торгов
  • Требования к характеристикам товара
  • ФОРМА 2 44-ФЗ

Избыточные требования к товарам по 44-ФЗ

Перед отправкой заявки участнику рекомендуется несколько раз перепроверить её на соответствие всем требованиям закупочной документации.

Обязательно ознакомьтесь с инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе — она может отличаться от тех, к которым вы привыкли, особе внимание уделяйте правильному указанию параметров, которые в техническом задании прописаны в форме диапазонов значений.

Для обеспечения равноправия и конкуренции заказчику нужно объективно описывать объект закупки. В документации должна содержаться инструкция по порядку заполнения заявки.

Заказчик обязан представить показатели, позволяющие определить, насколько товар соответствует требованиям документации. Инфо Где найти количество товара в документации.

Для проведения любой закупочной процедуры заказчик обязан разместить в ЕИС соответствующее извещение и документацию.

Здесь, помимо прочего, также должен быть указан объем продукции. Причем в законе не сказано, какую именно часть нужно посвятить количественным характеристикам.

Чаще всего участник может найти такие сведения в техническом задании, проекте контракта и в приложениях к документации в следующем виде:.

В зависимости от того, какого вида закупка проводится, заявка может содержать две части, однако подать их надо одновременно если это электронный аукцион или состоять из единого комплекта документов если это запрос предложений, запрос котировок либо конкурс.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе то есть отклонение заявки по другим причинам не допускается. Внимание Среди наиболее распространенных поводов для отклонения первых частей предложений выделяют:.

Но заказчик может указать такую информацию только в одном месте например, в проекте контракта , закон он в этом случае не нарушает.

Поэтому поставщик должен внимательно изучить весь пакет тендерных документов, чтобы правильно рассчитать ценовое предложение.

Единица измерения количества товара в большинстве случаев будет выражаться в килограммах, штуках, упаковках и т.

В соответствии с этими сведениями поставщик может без труда рассчитать минимальную цену. Если же количество невозможно определить, то его измеряют в денежном выражении. Когда приобретают некоторые услуги, единица измерения количество товара будет представлена заказчиком как стоимость единицы работы или услуги либо цена запасных частей к оборудованию или технике п.

В противном случае у участника закупки возникает намерение заключить государственный контракт на условиях, отличающихся от тех, которые предусмотрены заказчиком. Решение кассационного суда. Кассацией предыдущее решение было отменено, и она поддержала решение суда первой инстанции: защитила не заказчика, а участника. Принятое решение суд обосновал следующим образом.

Обязательной к указанию является только страна происхождения при применении заказчиком нацрежима. Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии. Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки.

От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации. Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Получается, что отклонение участника на основании того, что он не указал объем в своем предложении, противоречит закону.

Тем не менее, ФАС и суды могут интерпретировать эти положения по-разному. Заказчик в извещении, документации, инструкции по заполнению заявки и техническом задании установил требование о том, что участник обязан указать в своем предложении объем продукции, а именно персональных компьютеров моноблоков — 17 шт.

Исходя из практики рассмотрения дел, можно выделить несколько рекомендаций по оформлению заявки:.

В случае требования документации представить информацию о конкретных показателях соответствующие значениям, установленным документацией, участник обязан представить конретные показатели товара, как правило на основании технического задания. Согласно ч.

Комиссия приняла решение, что она не отвечает требованиям, предъявляемым к аукционной документации, а именно, участником неправильно описан закупочный объект.

В заявке акционерного общества количество товара, который предлагался к поставке, отличалось от требований госзаказчика. Действия аукционной комиссии участник посчитал незаконными, поэтому обратился с жалобой в Антимонопольную службу. Решение ФАС. Если предложение отклонили, необходимо внимательно изучить причину.

Она должна быть указана в протоколе рассмотрения заявок. В случае правомерного решения сделать с этим ничего нельзя и придется смириться с не допуском к закупке. Когда поставщик уверен в своей правоте и считает отклонение заявки неправомерным, в течение 10 дней с момента публикации протокола рассмотрения заявок он может обратиться с жалобой в ФАС. Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к контенту. Если при закупке 44 фз не указано количество отклонять заявку Перед отправкой заявки участнику рекомендуется несколько раз перепроверить её на соответствие всем требованиям закупочной документации. Где найти количество товара в документации Для проведения любой закупочной процедуры заказчик обязан разместить в ЕИС соответствующее извещение и документацию.

Если при закупке 44 фз не указано количество отклонять заявку Что следует учитывать в ходе подготовки заявки на участие Как заполнить количество в заявке 8. Избыточные требования при описании объекта закупки Пример отклонения по количеству товара Когда подавать жалобу.

Среди наиболее распространенных поводов для отклонения первых частей предложений выделяют: В заявке отсутствует согласие участника на поставку товаров и исполнение всех требований договора.

Участник должен внимательно изучить всю закупочную документацию. Если возникли какие-либо вопросы, необходимо запросить у заказчика разъяснения. Похожие посты.

В нем вы должны указать не только свое желание арендовать участок, но и цели вашей деятельности.

Существует два типа договора между НКО и ее участниками: Трудовой договор. Требует включения сотрудника в штат, назначения денежного вознаграждения не ниже Обязанность доведения этих правил до потребителя Законом возлагается на продавца исполнителя.

Источник: https://otoplenie-spetsmontazh.ru/tamozhennoe-pravo/izbitochnie-trebovaniya-k-tovaram-po-44-fz.php

Избыточные требования к товарам по 44-ФЗ

Избыточные требования к товарам по 44 фз

В состав любой закупочной документации должно быть включено техническое задание. В нем заказчик указывает параметры товаров, которые он в результате планирует получить. Правила составления такого документа регламентированы статьей 33 44-ФЗ.

Иногда, преследуя определенные интересы, заказчик перечисляет все возможные характеристики, которые удается соотнести с желаемой продукцией.

В такой ситуации можно говорить об установлении избыточных требований, что нарушает нормы действующего законодательства.

Какие требования избыточны

Напрямую термин «избыточные требования» или «излишние требования» в действующем законодательстве не применяется. Считается, что заказчик может прописывать в своем техническом задании любые характеристики необходимых ему товаров. При этом они должны соответствовать определенным требованиям:

  1. Не вводить участников в заблуждение. Из описания должно быть четко понятно, какой именно товар заказчик желает получить.
  2. Приведенному описанию должно соответствовать несколько аналогичных товаров различных марок. 
  3. Такой товар должен существовать. Нередко заказчики описывают продукцию, которая уже давно не производится или вовсе никогда не производилась.
  4. В техническом задании не должны прописываться характеристики, соответствие которым можно установить только путем лабораторных исследований. 
  5. Не должны быть указаны конкретные марки закупаемой продукции. Они могут быть приведены только в качестве примера и сопровождаться надписью «или эквивалент».

Отступление в ТЗ от этих правил приравнивается к нарушению законодательства. Заказчик должен понимать, с какой именно целью он указывает те или иные характеристики. Если поставщик обратится с жалобой в ФАС на установление избыточных требований – представителям стороны заказчика может потребоваться обосновать выбор необходимых параметров закупаемого товара. 

Для чего прописываются

Причин установления заказчиком избыточных требований к товару может быть несколько:

  1. Недостаточный уровень квалификации сотрудников. Нередко технические задания готовятся людьми, которые имеют весьма смутные представления о закупаемом товаре. Для составления описания они черпают информацию из интернета и других общедоступных источников. При этом они пытаются вписать в документацию все найденные ими сведения.
  2. Попытка получить именно тот товар, который необходим. Описывая характеристики изделия максимально подробно, некоторые заказчики пытаются дать понять потенциальным поставщикам, что необходимо поставить именно эту продукцию и никакая другая не подойдет.  
  3. Намеренное нарушение законодательства. Недобросовестные заказчики таким способом пытаются завуалировано ограничить конкуренцию и тем самым помогают победить в тендере конкретной аффилированной компании.

Если у потенциального поставщика возникают основания полагать, что заказчик предъявляет излишние требования к товару, он может попросить их исключить отправив запрос на разъяснение документации или же обратиться с жалобой ФАС. В случае выявления факта попытки ограничения конкуренции, заказчик будет привлечен к ответственности. При этом сама закупка приостанавливается или полностью отменяется.

Пример из практики

В последнее время все большее количество жалоб на установление заказчиками избыточных требований стали решаться в пользу заявителя. Одним из показательных стало дело, рассматриваемое 2 марта 2017 года в Курском отделении УФАС. 

Участник закупки подал жалобу на действия заказчика при проведении аукциона с НМЦК 1,9 миллиардов рублей.

В техническом задании было указано, что при выполнении работ должен быть использован щебень с определенным процентным содержанием в нем комков глины, пылевидных частиц, а также слабых пород.

Помимо этого к некоторым материалам требования были составлены таким образом, что участнику невозможно было понять, что именно необходимо прописать в своей заявке. 

По результатам рассмотрения жалобы ФАС усмотрела в действиях заказчика нарушение требований статьи 30 44-ФЗ, а именно признаки попытки ограничения конкуренции. Заказчику было выдано предписание на изменение технического задания и устранение всех недочетов. Сроки проведения аукциона были отложены.

Обойти установленные заказчиком излишние требования к товарам достаточно сложно. Единственным вариантом для потенциальных поставщиков становится обращение в контролирующие органы. Попытка указания в заявке недостоверных сведений может повлечь за собой внесение сведений о компании в РНП, что крайне отрицательно скажется на деловой репутации.

Источник: https://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/196-izbytochnye-trebovaniya

Как определить способ закупки по 44 фз в 2019 году

Избыточные требования к товарам по 44 фз

Обязательной частью любой закупочной документации становится описание объекта закупки.

Оно входит в техническое задание и позволяет точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемого товара.

Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ.

Что такое описание объекта закупки и для чего оно предназначено Описание объекта закупки (ООЗ) – это перечень требований, которым должны отвечать закупаемые товары или услуги.

Заказчик подробно перечисляет все необходимые ему технические и качественные характеристики продукции, которую он желает получить в итоге.

При составлении описания объекта закупки заказчик должен ориентироваться на требования, установленные 44-ФЗ.

Информацию о необходимых характеристиках товаров он может почерпнуть из соответствующих ГОСТов, сведений из ранее заключенных контрактов, общедоступных источников информации, а также коммерческих предложений торговых или производственных копаний.

Правила описания объекта закупки Законодательно установлено несколько основных требований, которыми следует руководствоваться: В любом ООЗ должно быть указано пояснение, что поставляемый товар должен быть новым, ранее не бывшим в эксплуатации.

Если заказчик предъявляет к товару слишком много требований, то потенциальный поставщик может обратиться в ФАС с жалобой на избыточные требования к продукции.

Заказчик, который в этой ситуации не сможет подтвердить необходимость заявленных характеристик, будет привлечен к ответственности за попытку ограничения конкуренции.

Новый способ закупки по 44-ФЗ электронный запрос котировок Контур

Как составить описание объекта закупки правильно Для того чтобы соблюсти все требования законодательства и получить в итоге именно тот товар, который необходим, заказчик должен грамотно составить ООЗ.

При этом необходимо придерживаться следующих рекомендаций: В любой закупочной документации должна содержаться инструкция по оформлению заявки.

Составлять ее нужно после того, как вы сформировали ООЗ.

Так вы сможете конкретизировать требования технического задания, и участникам будет проще разобраться в том, какой именно товар нужно поставить.

Кроме того следует правильно подобрать наименование объекта закупки. Минимальные показатели ширины, глубины и высоты: 100х100х72см.

Распространенные ошибки заказчиков и мнение ФАС по этому поводу Заказчики нередко допускают ошибки при составлении ООЗ. Должен отвечать требованиям ГОСТ 16371-93, ГОСТ 26800.4-86 и ОСТ 13-40-89. Максимальные показатели ширины, глубины и высоты: 165х110х72. Ее минимальная толщина 12 мм, максимальная – 35 мм.

Но иногда жалобы участников оказываются и не обоснованными, поэтому такие ситуации приходится рассматривать в ФАС и суде. Спирали сетки должны состоять из одинарной проволоки. Должно быть предусмотрено отверстие под провода, прикрытое заглушкой.

Среди самых распространенных спорных обстоятельств можно выделить: Во избежание конфликтных ситуаций заказчик должен внимательно составлять техническое задание. Правильно составление ООЗ – гарантия того, что заказчик получит именно те товары или услуги, на которые рассчитывал.

При крайней необходимости он имеет возможность привлечь к этому процессу профессионалов. Сетки должны применяться для ограждения, крепления выработки на шахте, работ по теплоизоляции. Если поставщику не понятны какие-либо пункты документа, он имеет право подать запрос на разъяснение документации.

Пример правильного составления ООЗ Для того чтобы заказчикам было проще сориентироваться в правилах составления ООЗ, приведем пару примеров грамотного описания: 1. Ответ на него должен поступить со стороны заказчика в двухдневный срок.

Объект закупки — это, по 44-ФЗ, товары, работы, услуги (ТРУ), поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта.

Описание объекта закупки — это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать то, что нужно госзаказчику.

Одно из основных правил, установленных ст 33 ФЗ 44: описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ установленным требованиям.

При этом указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.

При описании объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренные действующими техническими регламентами и стандартами, либо обосновать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.

Нельзя описывать, используя: Запрещено устанавливать требования к производителю, к деловой репутации участника, к наличию у него производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для производства, выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ).

При такой закупке можно не сопровождать указание на товарные знаки словами «или эквивалент», поскольку недопустима поставка других расходных материалов: поставляться могут только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).

С 1 января 2019 года Закон № 44-ФЗ снова изменился.

Правки коснулись электронных закупок, ведения единого реестра участников закупок, регистрации в ЕИС, а также банковской гарантии для обеспечения заявки.

Особенности заключения контракта с единственным поставщиком по 44 фз

Объект закупки — это, по 44-ФЗ, товары, работы, услуги (ТРУ), поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта.

Описание объекта закупки — это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать то, что нужно госзаказчику.

Одно из основных правил, установленных ст 33 ФЗ 44: описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ установленным требованиям.

При этом указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.

При описании объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренные действующими техническими регламентами и стандартами, либо обосновать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.

Нельзя описывать, используя: Запрещено устанавливать требования к производителю, к деловой репутации участника, к наличию у него производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для производства, выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ).

При такой закупке можно не сопровождать указание на товарные знаки словами «или эквивалент», поскольку недопустима поставка других расходных материалов: поставляться могут только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).

С 1 января 2019 года Закон № 44-ФЗ снова изменился.

Правки коснулись электронных закупок, ведения единого реестра участников закупок, регистрации в ЕИС, а также банковской гарантии для обеспечения заявки.

Аванс по государственному контракту 44 фз в 2019 году jiguli-

Последние новости об изменениях в 44-ФЗ с 2019 года читайте далее. Теперь все закупки окончательно перешли в электронную форму, но это еще не все.

В конце 2018 года приняли много поправок в 44-ФЗ, самые важные мы свели в таблицу, а также напомнили какие отложенные изменения в контрактной системе, о которых вы слышали ранее, вступили в силу .

Смотрите, что изменилось в самом конце 2018 года, какие из знакомых поправок вступили в силу и как работать по новым правилам с 1 января 2019 года.

Одно из самых масштабных изменений в 44-ФЗ, вступивших в силу с 2019 года, это перевод процедур в электронную форму.

Если с 1 июля 2018 года проведение электронной процедуры считалось правом заказчика, то с 1 января 2019 года электронные закупки стали обязательными.

Это касается: О проведении электронного конкурса, алгоритме работы, сроках по каждому этапу и изменениях с 1 октября, смотрите в разъяснении эксперта.

Скачайте также образец одного из самых сложных документов электронного конкурса.

А также, что делать, если электронный конкурс не состоялся:три готовых варианта действий заказчика, обязательных в 2019 году О запросе котировок по новым правилам: что добавить, что убрать, а также чего нельзя делать заказчику в данной процедуре что исправить в извещении о закупке, расскажет специалист.

А также, как поступить с заявкой на запрос котировок без почтового адреса?

Новые правила электронного аукциона смотрите в пошаговой инструкции На схеме разобран подробный алгоритм такой закупки.

Смарт-статья покажет как действовать в электронных аукционах с разной НМЦК.

Проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в бумажной форме будет нельзя.

В некоторых случаях можно будет еще проводить бумажные закупки по статьям 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона № 44-ФЗ.

Это касается покупки товаров за рубежом, запроса котировки во время оказания немедленной медицинской помощи, отбора поставщиков во время оказания гуманитарной помощи и устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

У электронных способов закупок также меняются и сроки проведения и они не совпадают с бумажными.

Разработанное редакцией журнала “Госзакупки” обновленное приложение Карта Сроков покажет все календарные сроки по любому из девяти способов закупок, бумажных и электронных.

Приложение актуально в 2018-2019 годах и ведет расчет по бумажным и электронным процедурам, автоматически подстраиваясь под изменения.

Мы собрали все важные поправки в закон, которые вышли в 2018 году, и расположили их по порядку: какие уже действуют, а какие стартуют с января 2019.

По самым важным изменениям эксперты отметили градус опасности – за что уже штрафуют, если не начать вовремя изменения применять.

☆ Электронизация закупок: что перевернуло мир заказчика;☆ Описание объекта закупки больше не должно быть объективным;☆ Новые основания считать участников уклонистами;☆ Товарный знак с эквивалентом для товаров;☆ Максимальная цена контракта и формула расчета в закупке ГСМ;☆ и многое другое.

Узнайте больше 44-ФЗ в новой редакции дополнили статьей 24.2.

Как заказчику определить конкурентный способ осуществления закупки

В ней говорится о новой для участников процедуре — регистрации в ЕИС.

Регистрировать поставщиков будут в электронном виде. Это бесплатно, как и аккредитация на торговой площадке.

Порядок регистрации пока не размещен в открытом доступе. Не позднее одного рабочего дня после регистрации в ЕИС операторы электронных площадок должны аккредитовать участника непосредственно на ЭТП. Уже известно, что выдавать регистрацию будут на 3 года.

Продлить её участник сможет не раньше чем за полгода до ее окончания.

Обратите внимание, что уже за 3 месяца до истечения срока поставщик уже не сможет подавать заявки на участие в закупочных процедурах.

С 1 января 2019 года начнется формирование единого реестра участников закупок в ЕИС (ЕРУЗ).

В этот список внесут ИП, юридических и физических лиц, которые принимают или планируют принимать участие в государственных закупках.

Перечень будут вести на сайте Единой информационной системы.

Ответственным за это назначили Федеральное казначейство. Никаких дополнительных действий не потребуется: зарегистрируйтесь в ЕИС и автоматически войдете в ЕРУЗ.

С 1 января 2019 старый порядок аккредитации участников на электронной площадке перестанет действовать. Участник сможет аккредитоваться на ЭТП только после регистрации в ЕИС.

Со следующего года аккредитация на ЭТП станет автоматической.

Это значит, что она будет выдаваться всем физлицам, компаниям и ИП, включенным в реестр участников закупок.

Собирать документы и подавать заявку повторно не придется.

Аккредитация будет выдана в течение 1 рабочего дня после внесения данных в ЕРУЗ.

Плюс в том, что участникам больше не придется подавать документы для аккредитации на каждой торговой площадке. Какие основания для отклонения заявки чаще всего указывают операторы ЭТП?

Достаточно собрать необходимые бумаги один раз и получить доступ сразу ко всем ЭТП. Что нужно учесть участнику, который готовится подать документы для аккредитации? До 30 июня 2019 года включительно участники электронных аукционов, конкурсов всех видов в электронной форме, электронных запросов котировок и предложений могут вносить обеспечения только деньгами.

Однако с указанного времени госорганы обещают добавить такой способ внесения обеспечения, как банковская гарантия.

С 1 июля 2019 года поставщик сможет обеспечить заявку этим способом при участии в электронных процедурах, а именно в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах.

Такое нововведение позволит участвовать в закупках наибольшему количеству организаций. Схема работы с обеспечением заявок для участников Как прописать условия об обеспечении заявок в документации – инструкция для заказчиков.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/documents/kak-opredelit-sposob-zakupki-po-44-fz-v-2019-godu

Что нельзя делать госзаказчикам: практика за 2018 год

В состав любой закупочной документации должно быть включено техническое задание. В нем заказчик указывает параметры товаров, которые он в результате планирует получить. Правила составления такого документа регламентированы статьей 33 ФЗ.

Иногда, преследуя определенные интересы, заказчик перечисляет все возможные характеристики, которые удается соотнести с желаемой продукцией.

В такой ситуации можно говорить об установлении избыточных требований, что нарушает нормы действующего законодательства. Считается, что заказчик может прописывать в своем техническом задании любые характеристики необходимых ему товаров.

При этом они должны соответствовать определенным требованиям:. Отступление в ТЗ от этих правил приравнивается к нарушению законодательства. Заказчик должен понимать, с какой именно целью он указывает те или иные характеристики.

Если поставщик обратится с жалобой в ФАС на установление избыточных требований – представителям стороны заказчика может потребоваться обосновать выбор необходимых параметров закупаемого товара.

Если у потенциального поставщика возникают основания полагать, что заказчик предъявляет излишние требования к товару, он может попросить их исключить отправив запрос на разъяснение документации или же обратиться с жалобой ФАС.

В случае выявления факта попытки ограничения конкуренции, заказчик будет привлечен к ответственности. При этом сама закупка приостанавливается или полностью отменяется. В последнее время все большее количество жалоб на установление заказчиками избыточных требований стали решаться в пользу заявителя.

Участник закупки подал жалобу на действия заказчика при проведении аукциона с НМЦК 1,9 миллиардов рублей. В техническом задании было указано, что при выполнении работ должен быть использован щебень с определенным процентным содержанием в нем комков глины, пылевидных частиц, а также слабых пород.

Помимо этого к некоторым материалам требования были составлены таким образом, что участнику невозможно было понять, что именно необходимо прописать в своей заявке.

По результатам рассмотрения жалобы ФАС усмотрела в действиях заказчика нарушение требований статьи 30 ФЗ, а именно признаки попытки ограничения конкуренции. Заказчику было выдано предписание на изменение технического задания и устранение всех недочетов.

Сроки проведения аукциона были отложены. Обойти установленные заказчиком излишние требования к товарам достаточно сложно.

Единственным вариантом для потенциальных поставщиков становится обращение в контролирующие органы. Попытка указания в заявке недостоверных сведений может повлечь за собой внесение сведений о компании в РНП, что крайне отрицательно скажется на деловой репутации.

Источник: https://mzhizn.ru/semeynoe-pravo/izbitochnie-trebovaniya-k-tovaram-po-44-fz.php

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

Избыточные требования к товарам по 44 фз

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1635

Для заказчика 44 фз – государственные закупки: строительство и ремонт

Избыточные требования к товарам по 44 фз

Если участник, ошибаясь при заполнении формы 2 рискует лишь отклонением заявки и, как следствие, неучастием в аукционе, то заказчику грозит снос документации, и, как следствие, срыв плана закупок, а, главное штраф, который если он налагается на членов комиссии, составляет 50 000 руб на каждого её члена. Также законодательством предусмотрено административное наказание за нарушения процедуры проведения торгов, неразмещение в срок протоколов рассмотрения заявок и итоговых протоколах, ошибки в этих протоколах.

Ошибки при подготовке технического задания Заказчиком 44 ФЗ ( форма 2 )

Рассмотрим подробнее ошибки, наиболее часто допускаемые заказчиками, а именно, ошибки при подготовке технического задания.

– Заказчик, желая создать трудности лишним участникам, включает в техническое задание (рекомендованную форму 2) требования к товарам, которые отсутствуют в смете. Если бдительный участник заметит это, заказчика ждет жалоба в ФАС, комиссия которого непременно заставит заказчика провести повторное размещение процедуры.

Избыточные требования в техническом задании на проведение аукциона по 44 ФЗ

– Заказчик, желая создать трудности лишним участникам, включает в техническое задание (рекомендованную форму 2) излишние (избыточные) требования к товарам.

Прежде всего это требования к химическому составу товаров (жидкостей и газов), которые в нормативных документах указываются в виде диапазонов.

Участнику, чтобы указать конкретное значение, например, содержания водяных паров в кислороде, пришлось бы приобретать баллон с кислородом и проводить инструментальные исследования, что законодательством не предусмотрено.

Участник не обязан приобретать товар до победы в тендере, ведь он не может знать, выиграет ли его заранее, при подаче заявки. Жалоба в ФАС на документацию в таком случае весьма вероятна, а исход ее рассмотрения предугадать несложно – комиссия ФАС заставит заказчика внести изменения в документацию и разместить процедуру повторно.

Отсутствие инструкции в техническом задании на закупку по 44 ФЗ

– Заказчик вообще не приводит Инструкцию в документации или указывает в ней значения не всех символов, либо приводит символы, которые в форме 2 не используются. В этих случаях ему придется отвечать на запросы разъяснений.

Однако участник не обязан подавать запрос разъяснений, он также может не прочитать ответ на запрос разъяснений других участников, а сразу пожаловаться в ФАС. Если запросы разъяснений по этому поводу были, и заказчик дал конкретный ответ, ФАС может и не выносить предписание. Тут уж все зависит от внутреннего убеждения комиссии ФАС.

Но при полном отсутствии Инструкции в тендерной документации, скорее всего, решение ФАС будет для заказчика неблагоприятным.

Размещение технического задания на аукцион в требуемом формате

– Заказчик размещает форму 2 в формате pdf или сканированном pdf, или в виде кадров в Word. Здесь все зависит от того, копируется ли текст формы 2.

Если он копируется, хотя бы построчно, результат рассмотрения жалобы в ФАСе может оказаться не в пользу участника. Подавший жалобу тогда пропустит интересующий его тендер, то есть заказчик добъется своей цели.

Если же текст формы не копируется в среде общедоступных программ, придется заказчику размещать процедуру повторно.

Ненадлежащая инструкция в техническом задании на проведение аукциона по 44 ФЗ

– Заказчик в своей Инструкции приводит требования, не позволяющие участнику предложить конкретное значение или диапазон того или иного показателя в соответствии с нормативным документом, заявленным самим же заказчиком.

Здесь, конечно, в случае обжалования комиссия ФАС примет сторону участника, ведь нормативные документы обладают верховенством над его Инструкцией.

Даже если заказчик не заявил тот или иной ГОСТ или ТУ, все равно все товары в России и за рубежом выпускаются не кустарным способом, а в соответствии с нормативными документами, и какому-то из них он должен соответствовать.

Товарные знаки при подготовке технического задания по 44 ФЗ

– Заказчик не имеет права указывать товарные знаки в форме 2, за исключением случаев, когда, например, требующийся ему товар является частью системы и необходима его совместимость с другими компонентами этой системы, например, аккумулятор источника бесперебойного питания (ИБП) для конкретного ИБП. В этом случае обжалование документации для участника – дело бесполезное. Если же заказчик не сможет объяснить зачем потребовал указания товарных знаков, ФАС может заставить его провести процедуру повторно. Кроме того, заказчик не имеет возможности проверить наличие/отсутствие товарного знака у того или иного товара, поскольку одни и те же товары выпускает множество фирм в разных странах. Поэтому, если он отклонит заявку из-за того, что участник укажет, что у данного товара товарный знак отсутствует, тот сможет с успехом оспорить такое отклонение в ФАСе.

Требования ПП 879 в техническом задании на электронный аукцион по 44 ФЗ

– Заказчик может отклонить заявку, если участник указал размерность с нарушением требований Постановления Правительства от 31.09.2009 г. №879.

Но если заказчик сам указал размерность с нарушением требований того ПП 879, а участник оставил ее как есть, возможно, номер у заказчика не пройдет, ведь он обязан сам проверять свою документацию.

Кроме того, чтобы можно было отклонить заявку за несоответствие размерности требованиям ПП 879, заказчик должен указать в Инструкции, что размерность должна им соответствовать. Если он этого не сделает, ФАС может принять сторону участника.

Страна происхождения товара в техническом задании на электронный аукцион по 44 ФЗ

– Заказчик может отклонить заявку, если участник указал страну происхождения товара не в соответствии с общероссийским классификатором стран мира, например, «Голландия», вместо «Королевство Нидерланды».

Но чтобы можно было при рассмотрении отклонить заявку за несоответствие наименования страны происхождения товара требованиям Общероссийского классификатора стран мира, заказчик должен указать в Инструкции, что оно должно соответствовать этому классификатору. Если он этого не сделает, ФАС может принять сторону участника.

Совсем иное дело – указание непризнанного государства (например, Тайваня) в качестве страны происхождения товара. В этом случае, ФАС, наверняка, признает правоту заказчика при обжаловании участником отклонения заявки, ведь Тайвань по мнению МИД РФ – часть КНР.

Продолжение статьи Подготовка технического задания заказчиком 44 ФЗ

Источник: https://forma-2.ru/podgotovka-tehnicheskogo-zadaniya-zakazchikom-44-fz/

Юрист Тимофеев
Добавить комментарий