Если жена сама зарабатывает должен ли муж ей давать денег по исламу

Муж в исламе: обязанности согласно Корану и Сунне

Если жена сама зарабатывает должен ли муж ей давать денег по исламу

Ислам не делит жизнь человека на светскую и религиозную составляющие. Как говорят сами мусульмане, это определённый образ жизни, которые охватывает абсолютно все её аспекты. Не остаётся в стороне и такой важный вопрос межличностных отношений, как семья.

На портале «Ислам.Глобал» мы уже писали об исламском взгляде на институт семьи, о правах и обязанностях жены, а также об отношении детей к родителям. На этот раз подробно раскроем тему того, каким должен быть муж по Шариату.

Обязанности мужа в исламе

Начнём с того, что обязанность по сохранению семейного очага, продолжения рода и воспитания детей в одинаковой степени лежит на обоих супругах. Правда, (и это обусловлено естественнымм причинами) роли мужчины и женщины в этих направлениях различны.

Так, в Священном Коране отмечается, что мужчина должен выступать попечителем, опекуном в семье.

“[Определено Нами в отношении мужей, что] они выполняют роль опекунов женщин [в семейных делах]…” (4:34)

Связано это с тем, что мужчины по природе своей добытчики, которые обеспечивают супругу и детей необходимыми ресурсами в виде материального достатка, жилья и прочего. В связи с этим многие мусульманские богословы отмечают масштаб ответственности, который ложится на плечи главы семьи.

При этом важен не только факт добычи им необходимых ресурсов, но и соответствующее поведение, беспрекословное и искреннее соблюдение религиозных предписаний, стремление к постоянному духовному, интеллектуальному и физическому развитию.

Именно эти качества должны почерпнуть у отца семейства дети.

Нельзя ни в коем случае принижать значение жены в семейных отношениях. Мужчина не должен относиться к ней как к служанке, которая занимается исключительно домашними делами. В западной культуре супружеская пара характеризуется как союз двух партнёров.

Фактически исламский взгляд на институт семьи примерно таков (без некоторых чрезмерных проявлений в виде однополых браков), ведь муж и жена должны быть по-настоящему друзьями, цель которых заключается в совместном развитии в контексте как жизни в этом мире, так и в вечности.

В Коране говорится о равноправии мужа и жены, несмотря на то, что положение мужчины выше из-за большей ответственности, которая ложится на его плечи.

“… жёны имеют такие же права и обязанности, что и их мужья, хоть и положение последних выше…” (2:228)

Очевидно, что мужу надлежит изучить особенности характера, повадки, вкусы, интересы своей жены. Ему необходимо быть внимательным к заботящим её мыслям и быть участвующим в делах, которые требуют помощи. Всё это так же касается женской заботы в отношении мужа. Отсутствие эмоциональной связи и понимания друг друга чревато скандалами, которые ведут в конечном счёте к разводу.

Муж – примерхороших манер для детей и других родственников. Никакие жизненные неурядицы, проблемы не должны вызывать уныние у самого ответственного члена семьи.

Каким бы жёстким ни было разочарование, ни в коем случае нельзя психовать и срываться на ком-либо из окружающих.

Необходимо помнить, что жить с неуравновешенным и постоянно ноющим человеком не захочет не только супруга, но и дети, которые чутко реагируют на эмоциональный фон в доме и переживают за своих родителей.

Ещё хуже, если они будут расти в атмосфере скандалов и злобы на окружающий мир. Исправить сформированный таким образом характера ребёнка в уже взрослом возрасте будет очень непросто. Ему придётся всю свою жизнь идти с грузом проблем, ответственность за которые лежит на отце, главе семейства.

Что делать в кризис?

Естественно, семейные отношения могут вступить в полосу кризиса, когда какая-то из сторон попытается сделать всё так, как того хочется именно ей. Одно из важнейших для мужчины условий в этой ситуации – ни в коем случае нельзя применять физическую силу. Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.

) отмечал в одном из своих хадисов, что мужчина, избивающий свою жену, сам заслуживает в качестве наказания за подобную прыть избиения. Это, конечно, не значит, что родственники жены в случае рукоприкладства со стороны мужа должны устраивать самосуд над ним. Такое высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.

) выступает в качестве предупреждения тем мусульманам, которые могут посчитать насилие аргументом в спорах.

Решение в этой ситуации простое и, конечно же, банальное. Семейное счастье реально построить только совместно. Этот тезис донельзя избит временем и уже набил оскомину, но почему-то фактически понимает его далеко не каждый.

Про неукоснительное следование ему можно и вообще промолчать, ведь примеров неблагополучных брачных отношений в последнее время не счесть. Есть такие примеры, увы, и среди мусульман. Не последнюю роль в этом играют мужчины. Так что им есть над чем усердно работать.

Необходимо понимать тех, за кого ты в ответе перед Аллахом, и уметь идти на уступки, не возвеличивать собственное эго до невообразимых высот и постоянно отдавать себе отчёт, что за все поступки будет воздаяние от Всевышнего Творца.

Семейные отношения могут стать причиной либо попадания в Ад, либо наслаждения Райской обителью.

Источник: https://islam.global/semya/semeynaya-zhizn/kakim-dolzhen-byt-muzh-musulmanin/

Согласно исламским законам, мужчина должен в равной степени обеспечивать имуществом и вниманием каждую из своих жен. Российские законы запрещают многоженство, однако в Татарстане заключение второго или третьего брака в религиозной среде не является чем-то диковинным.

“Idel.Реалии” побеседовали с имамом мечети “Туган авылым” в Казани Ильнаром Зиннатуллиным ​о том, как заключается второй и последующий никахи, что он думает о правах жен в полигамном браке и в каких случаях женщины решаются “быть второй”.

— Вы читаете никах при заключении брака со вторыми женами?

— Да, такие случаи были. Разные пары разного возраста, были и 35-40-летние, и старше 50 лет, но моложе 30 не было. Люди по разным причинам это делают. Например, в одном случае первая жена или не может, или не хочет рожать ребенка.

Вторая причина банальна — мужчина влюбился в другую женщину, или не хотел прелюбодействовать и просил прочитать никах. Еще одна причина касается мусульман, которые пришли к вере недавно, и раньше имели связи с женщинами.

Будучи правоверными, они чувствуют себя обязанными тем женщинам и просят прочитать с ними никах.

— Когда к вам приходят такие мужчины, они сразу говорят, что берут вторую или третью жену?

— Нет. При первом контакте со мной они просто говорят, что хотят прочитать никах. При второй встрече я спрашиваю, вступали ли они в религиозный брак до этого. Имам всегда спрашивает у женщины, согласна ли она быть второй женой.

Мы объясняем им их права и обязанности в отношениях, имуществе и других вопросах. Еще всегда спрашиваем, знает ли первая жена о новом браке. Как правило, мужчины скрывают это. Некоторые предпочитают рассказать первой жене об этом уже после никаха.

А кто-то вообще не говорит.

По Шариату мужчина должен сообщить первой супруге о никахе с другой женщиной, хотя если он этого не сделает, религиозный брак все равно будет считаться действительным

Первая жена, как правило, против: муж где-то пропадает, появляются слухи, и в доме — скандал. Хотя есть мусульманские семьи, где первая супруга знает о втором браке мужа. Обычно так случается, если родители хотят сохранить семью ради детей, даже если супружеских отношений уже нет.

“ЕСЛИ ЖЕНА ПРОТИВ ВТОРОГО БРАКА, ОНА ПРОТИВ АЛЛАХА”

— Первая жена должна дать согласие? Письменно, лично или по телефону?

— На самом деле, ее согласия не требуется. Ни одна нормальная женщина не даст согласие своему мужу на заключение второго брака. По Шариату мужчина должен сообщить первой супруге о никахе с другой женщиной, хотя если он этого не сделает, религиозный брак все равно будет считаться действительным.

Но есть нравственные принципы, уважение. Согласно им, нужно обговорить все с женщиной. А вообще — то, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной. В Коране сказано, что мусульманин может иметь до четырех жен.

Если женщина не согласна со вторым браком своего мужа, получается, она идет против того, что написано в Коране — идет против воли Аллаха. Это ставит под сомнение ее веру.

Появление новой жены — как раз испытание для женщины перед Аллахом.

То, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной

На самом деле, многоженство появилось не в исламе. Даже у христиан оно было. У арабов до ислама было неограниченное количество жен, но Коран сделал ограничение — до четырех. В те времена это было настоящей революцией.

Сейчас, конечно, это немного странно выглядит. С другой стороны, по моим данным, больше 90% мужчин изменяют своим законным женам! Огромная цифра, и она не исключает и религиозных мужчин. Это часть их природы — любить нескольких женщин.

Ко мне часто приходят мусульманки и рассказывают, как супруги им изменяют. Даже среди тех, кто постоянно ходит в мечеть, есть те, кто спрашивают: нужно ли рассказывать женам о прошлых изменах. Мне кажется, никах со второй или третьей женой — это хороший выход из ситуации.

Так мужчина берет ответственность на себя.

“ВТОРЫЕ ЖЕНЫ ЗНАЮТ, ЧТО ОНИ ВТОРЫЕ”

— Вы верите на слово тем, кто приходит в мечеть? Не просите их предоставить какие-то документы о том, что брак первый?

— Имаму это неважно. Если человек не пятую жену берет, то никах в любом случае будет действительным. К тому же мы верим, что мусульманин, который пришел в мечеть, не лжет. Раз человек честно пришел и просит прочитать никах со второй женой, он не хочет совершать прелюбодеяние — он честен с ней. Вторые жены всегда знают, что они вторые.

— А бывало в вашей практике, чтобы женщина не знала о первой жене?

— Лично у меня такого не было. Конечно, бывают и аферисты Возможно, женщина ставит условие, что выйдет замуж только за неженатого человека, а мужчина ее обманывает.

Обычно вторая жена и без никаха согласна быть с мужчиной, но лучше все-таки заключить брак

— Почему женщины все-таки соглашаются быть второй или третьей женой?

— Они видят любовь и заботу мужчины — вот почему. У меня был такой случай: знакомый рассказал, что изменяет своей жене и очень переживает по этому поводу.

Я ему посоветовал прочитать никах, раз эта женщина имеет какое-то значение в его жизни. Обычно вторая жена и без никаха согласна быть с мужчиной, но лучше все-таки заключить брак.

Мы стараемся приводить к людей к тому, чтобы они жили жизнью правоверного, а ислам запрещает отношения без никаха.

— Мужчину перестает привлекать первая жена, он устает от быта и детей, влюбляется в другую женщину и заключает религиозный брак. Со временем то же самое происходит и во второй семье. Будете ли вы его уговаривать прочитать никах с третьей женщиной?

— Имам не может быть против. В исламе можно иметь четыре жены. Но у нас очень мало таких семей. Конечно, они есть, но их мало.

“БЕЗ НИКАХА ОН ПРОСТО ХОДИЛ БЫ КАК К ПРОСТИТУТКЕ, А ТАК — ЗАКОННАЯ ЖЕНА”

— В Татарстане много мужчин, живущих с двумя женами? Их становится больше?

Есть и такие жены, которые сами просят своих мужей взять вторую супругу. Для них важно, чтобы мужчина чувствовал себя сильным в сексуальном плане.

​— Таких семей действительно становится больше. Тяжело сказать, сколько именно. Конечно, не 50%. Есть и такие жены, которые сами просят своих мужей взять вторую супругу — для них важно, чтобы мужчина чувствовал себя сильным в сексуальном плане. Когда мужчины скрывают второй никах от первой жены, почти всегда возникают проблемы.

Приходят женщины и говорят, что не хотят жить со своим мужем, потому что он так поступил, не сказал ей о второй жене. Бывает, что такие пары разводятся. Надо все хорошо обдумывать заранее, и даже если супруга против второго никаха, надо все равно ей сказать. Она может передумать, и такое бывает. У женщин ведь настроение сегодня так, а завтра — по-другому.

Бывает, что и вторые жены ревнуют к первым.

— Когда первая жена приходит и просит развести ее с мужем, что вы говорите?

Первая жена не могла родить ребенка, мужчина прочитал никах со второй, а спустя несколько лет первая супруга родила сына. И другая жена подала на развод.

​— Я пытаюсь уговорить, чтобы не разводились. Спрашиваю: если бы муж просто изменял, было бы легче? Некоторые говорят, что да — если бы не знали, им было бы легче. Потом я говорю, что без никаха он ходил бы к женщине как к проститутке, а так она — законная жена.

Следующий аргумент против развода — имущественные споры: в случае развода все останется второй жене. В большинстве случаев развода удается избежать. Отношения меняются, но жить вместе они продолжают.

Был у меня такой случай, что первая жена не могла родить ребенка, мужчина прочитал никах со второй, а спустя несколько лет первая супруга родила сына. И другая жена подала на развод. Я всегда агитирую не разводиться.

— Вы говорите, что вторые жены влюбляются в своих мужей и согласны даже на то, чтобы проводить с ним только один день в неделю. Есть ли среди них такие, которые согласны быть второй женой от безысходности? От нехватки денег, страха остаться бездетной или незамужней?

— Конечно, и такие есть. Особенно в возрасте после 40 лет — там уже сложно представить, что кто-то может безумно влюбиться. Обычно зрелые женщины думают более практично. Некоторые из них соглашаются быть второй женой из-за одиночества, кто-то нуждается в защите. Был еще случай, когда разведенная женщина с пятью детьми стала второй женой.

“МУЖЧИНА СО СРЕДНИМ ДОХОДОМ НЕ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ВТОРУЮ ЖЕНУ”

— Понимают ли вторые жены, что у них по светским законам нет никаких прав?

По светским законам первая супруга имеет куда больше прав — например, после смерти супруга. Вторая, как правило, просто верит, что муж поступит честно.

​— Это вопрос чести мужчины. По Шариату мусульманин должен делить поровну и время, и имущество между всеми женами. Если вторая жена сама согласна видеть его меньше, чем первая, они могут договориться. Конечно, по светским законам первая супруга имеет куда больше прав — например, после смерти супруга. Вторая, как правило, просто верит, что муж поступит честно.

— Чем больше жен, тем больше мужчина должен зарабатывать. Мужчины, у которых несколько жен — кто они? Чем занимаются? Какие у них доходы?

— В основном это бизнесмены, успешные мужчины. Есть среди них и имамы. Мужчина даже со средним доходом, не говоря о низком, не может себе позволить взять вторую жену. Не имеющие средств на содержание второй супруги мужчины просто банально изменяют своим женам.

— Есть ли в вашей практике мужчины, которые действительно покупают обеим женам квартиры, машины, все в равном количестве?

Еще ни разу ко мне не приходили женщины с жалобами на нехватку денег. Обычно они жалуются на мужей из-за нехватки внимания или из ревности.

​— Конечно. Но есть и такие семьи, в которых мужчины живут со второй женой у ее родителей. И родители знают, что их дочь является второй женой. Еще ни разу ко мне не приходили женщины с жалобами на нехватку денег. Обычно они жалуются на мужей из-за нехватки внимания или из ревности.

— Как проходят вторые никахи? Присутствуют ли при этом родственники, друзья? Ведь обычно первый религиозный брак заключают в торжественной обстановке.

— Обычно второй и последующие никахи проходят очень скромно. Присутствует либо только пара, либо еще кто-то из близких друзей. Вторые жены редко бывают молодыми женщинами, выходящими замуж впервые. Обычно для них это второй или третий брак. Им не нужен большой праздник. Кто-то надевает красивое, праздничное платье, кто-то самое обычное.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Источник: https://www.idelreal.org/a/29498505.html

Муж и жена и семейный бюджет

Если жена сама зарабатывает должен ли муж ей давать денег по исламу

«Он знает, как заработать деньги, она знает, как их потратить» — был такой рекламный слоган в свое время. А если он не знает, как заработать, а она тратит не на то? Деньги — составляющая нашей жизни. В том числе и семейной.

Как договариваться, когда один супруг хочет потратить деньги на ремонт, а другой — на благотворительность? Почему одни семьи мирно живут на небольшую зарплату, а другие постоянно ссорятся из-за денег, неплохо зарабатывая? Специалисты утверждают, что, если между супругами по поводу финансов есть конфликты, это симптом. О чем он говорит?

«Я работаю с утра до ночи, а ты транжиришь все, не задумываясь». «Ты живешь на мои деньги — так будь добра делать, как я говорю». «Какой ты мужик — не можешь даже на машину заработать! «Ты покупаешь что хочешь, и даже не советуешься со мной».

Причиной многих конфликтов в семье являются деньги. Но это только на первый взгляд. Ольга Троицкая, семейный психотерапевт: «В нормальной ситуации деньги — это всего лишь ресурс для существования семьи. Но если в семье есть напряжение, то семейный бюджет является мощным возбудителем конфликтов.

Например, вопрос денег — это еще и вопрос власти. И если в семье происходит борьба за власть, то деньги— один из инструментов».

Признак такой борьбы — вместо обсуждения начинаются претензии: «я знаю, как надо, а ты делаешь неправильно»; «неужели нельзя считаться со мной?».

С помощью денег один супруг может манипулировать другим, самоутверждаться и даже унижать экономически зависимого другого.

Поэтому семейный бюджет должен быть очень серьезным предметом обсуждения мужа и жены, он должен быть обязательно прояснен и озвучен.

Обеспечивает — значит любит?

«Мой муж мало зарабатывает!»— подобные сетования жен не редкость в наше время. С другой стороны, часты упреки мужей: «Ты тратишь много лишнего! Как показывает опыт, дело тут не в реальных суммах, а в ощущениях.

Например, жена считает, что может тратить столько, сколько считает нужным, и неважно, сколько при этом зарабатывает муж. Если денег не хватает — это его проблемы. Эта установка погубила добрые отношения не в одной семье.

Ольга Троицкая: «У нас сейчас принято в обществе, что если человек не может зарабатывать деньги— он несостоявшийся человек. Если женщина вышла замуж за мужчину, который не умеет зарабатывать деньги,— она несостоявшаяся женщина.

Это очень часто результат воспитания на «женской половине», мамами, которые убеждали: обеспечивает — значит любит. И вот такая жена совершенно искренне, с детским самосознанием считает, что муж должен для нее заработать столько, сколько ей нужно. Главный аргумент — «ведь он мужчина». Что испытывает муж в такой ситуации? Чувство, что его используют».

Психолог Александр Колмановский советует мужчинам «не вестись» на стереотип «мало денег — плохой муж»: Это стереотип очень поверхностных отношений, отнюдь не настоящих семейных.

По существу, муж и жена больше всего должны быть заинтересованы не в материальном, а в личностном благополучии друг друга.

Поэтому нормально, когда муж идет на менее оплачиваемую, но «свою» работу, а жена его в этом под-держиваетт.

Муж и жена — это самые близкие друзья. И аналогия с дружбой здесь прямая. Ведь когда два человека дружат, там нет представления, что кто-то из них должен обеспечивать другого.

В противном случае мужчина рискует, преуспев в заработке, никогда не почувствовать вкуса своей настоящей жизни.

И его жена, требующая этих денег, будет гово-рить: ну что ты такой нервный? Ну почему ты такой отрешенный?»

На самом деле ответственность мужчины за семью не равняется размеру его заработка. «Есть распространенный рисуночный тест, — рассказывает Александр Колмановский, когда детям предлагают нарисовать человека: на одной стороне листа — мужскую фигуру, на другой — женскую.

И у части детей (в основном у девочек) мужской образ получается совсем не мужественным — что-то вроде красивого ангелочка с огромными глазами, длинными ресницами и не мужественной фигурой.

Знаете, из каких семей эти дети? Чаще всего это либо дети алкоголиков, либо дети крупных бизнесменов. Что объединяет их пап? Полная семейная безответственность. «У тебя проблемы, — говорит такой бизнесмен жене, — на деньги, реши, возьми няню, сходи к психологу.

Что тебе от меня еще нужно? Я и так устал на работе». Ребенок такого папы не чувствует себя защищенным.

Показатель ответственности мужчины — насколько он лично вкладывается в достижение конечного результата любого семейного процесса. И еще: ответственный человек следит за тем, чтобы уровень жизни семьи соответствовал реальному доходу. Остальное — вопрос отношений».

На одном форуме женщина писала: «Я готова была развестись с мужем пос-ле того, как однажды на мою просьбу дать денегдетям на фрукты он ответил: я на фрукты сейчас не зарабатываю. Как мужчина мог такое сказать?»

Ольга Троицкая: «Конечно, можно обидеться на мужа, побежать жаловаться маме или подруге, а можно сказать: я понимаю, как тебе обидно (а ему действительно очень обидно и больно, поверьте), ну ничего, заработаем, может быть, я попробую подработать — выкрутимся, ты потом сможешь.

Ведь одна из функций женщины в семье — эмоционально поддерживать мужчину. Поддерживать, а не тянуть из него жилы. У мужчин, как и у женщин, может получаться и не получаться зарабатывать. И если ваш муж — мужчина, который мало зарабатывает, — ну и что?

Большинству же современных молодых женщин не хочется никого поддерживать, хочется, чтоб оно «само получилось». На одном ток-шоу была беседа с женой олигарха.

Полный зал молодых девушек, и ее, естественно, спрашивают: так как выйти замуж за миллионера? И эта уже немолодая женщина отвечает: «Очень просто. Выходите на третьем курсе замуж за нищего студента, живете с ним в общежитии, он работает — а вы его поддерживаете.

Муж вырастает — и вот он уже олигарх». Вы не представляете, какие у девушек в зале были разочарованные лица».

Кто платит, тот заказывает музыку?

Бывает другая проблема: один из супругов полностью контролирует траты другого, другой чувствует себя униженным. Здесь спектр ситуаций различный: муж дает неработающей жене только на то, на что считает нужным, или жена требует, чтобы муж всю зарплату отдавал ей, а потом брал деньги только по ее распоряжению.

Это не про деньги — это про власть, говорят психологи. Контролировать деньги — это попытка захватить власть. Тогда любая бесконтрольная трата супруга вызывает ощущение непорядка и агрессию.

Правда, за такой авторитарностью нередко стоит сильная неуверенность в себе. Так же как за скупостью — страх: так сильно может сказываться какая-то жизненная травма. Что делать в этих ситуациях второму супругу? Учиться говорить о своих потребностях.

Александр Колмановский: «Муж должен видеть, что жена к его страху (как и к любой другой слабости) относится принимающе. Можно сказать: «Я понимаю твой страх разориться, потратить лишние деньги, это проявление твоей ответственности и основательности. Но знаешь, я совсем не могу обойтись без того или этого.

Как же мне быть?» Если мы хотим, чтобы супруг посчитался с нашими желаниями и чувствами, эти желания и чувства должны быть предъявлены ему максимально обезоруженно, без пре-тензий.

Если они будуг предъявлены с упреком: как тебе не стыдно? кто так делает? — муж туг же глохнет и слепнет, начинает защищаться, обсуждать не существо дела, а только этот выпад против себя».

Не надо копить обиды. Желания обязательно должны быть озвучены: «Я вижу, ты не можешь на это заработать— давай я сама заработаю и куплю, ты согласен?» Или: «Давай запланируем это в наш бюджет?»

Иногда в сложных случаях без помощи специалиста не обойтись. Одна психолог рассказывала, что работала с женой очень богатого человека: они жили

в огромном доме, она ездила на шикарной машине, при этом у нее не было карманных денег даже на кафе. На просьбу давать ей какие-то хоть небольшие личные деньги муж говорил: «А зачем тебе? У тебя и так все есть!»

Правда, говоря о своих потребностях, нужно учиться и слышать другого человека. Как часто женщина, когда муж не соглашается потратить деньги на то или это, вместо того чтобы спросить: «Слушай, а почему ты думаешь, что нам не нужно этого покупать?» — внутренне сразу отворачивается от него и думает (или говорит вслух): «Конечно, я так и знала, он жадный, не думает обо мне, делает мне назло! ..

Ольга Троицкая: «Простой вопрос «а почему тебе кажется, что не надо этого покупать?», поверьте, очень редко задается! А если его задать, то вдруг неожиданно можно услышать от мужа, что у него сейчас неприятности на работе. Или что у него есть мысли о том, что нужно что-то серьезное сделать для семьи и лучше сейчас не тратиться. И появятся точки соприкосновения.

Ведь у мужчины могут быть вполне объективные причины. Более того, часто бывает, что мужчина не хочет какие-то вещи принимать по той причине, что он плохо их знает, не очень представляет, что это и зачем: «Не нужен нам этот платный врач, сходи в поликлинику»; «Зачем ему этот английский, пусть в школе учит».

Не мешало бы рассказать поподробнее, что это за врач, что это за занятия, что вы по этому поводу думаете.

У нас в последние годы в семье люди разучились разговаривать. Устают, отвыкли за постперестроечное время, когда речь нередко шла о том, чтобы выжить, и люди работали сутками. Сейчас в семье разговор в основном состоит из глаголов: «Пришел, наконец»; «Есть будешь?»; «Пошли».

В таком разговоре нет содержания.

А ведь семья строится прежде всего на умении слышать собеседника. И все напряжение возникает, когда ты неправильно понял человека. Нам надо заново учиться общаться в семье. И еще: раньше женщина очень легко говорила, отказываясь от чего-то, «муж против» — это был сильный аргумент. Сейчас это в нашей культуре отсутствует. А жаль: отношения с деньгами были бы намного легче».

Где зарыта собака

Денег всегда не хватает. Даже миллиардерам. И если супруги говорят «нам хватает» — это значит, они научились нормально жить в рамках своего бюджета. Как им это удается?

Ольга Троицкая: «Если в семье каждый из супругов будет тратить деньги по своему усмотрению, не согласовав расходы, их всегда будет не хватать. Лучше сесть и вместе обсудить семейные приоритеты.

Проговорить и озвучить, почему покупаем — почему не покупаем. Совместно принятое решение всегда более взвешенное и толковое».

Когда супруги вместе решают, на что потратить наши (а не мои заработанные) деньги, тогда у них появляется чудесное чувство, что они — семья.

Здесь очень важно, как оба супруга реагируют на распределение финансов. Бывает, что жена вроде рачительная хозяйка и денег много не тратит — но она тратит их как бы отдельно от мужа, не обсуждая, не советуясь, не аргументируя, он толком даже не понимает, на что они идут. Она считает, что мужчина не должен в это вмешиваться, это не его мужское дело.

«Мужчина в такой ситуации нередко чувствует себя незамеченным, как будто его нет: деньги дал — и свободен, — комментирует Ольга Троицкая. — Это очень опасно для нормальных семейных отношений. Да, есть семьи, где оба супруга считают, что это нормально — муж не лезет в семейные траты.

Но если вы внимательно присмотритесь к таким семьям, вы заметите, что там проявлено уважение к мужу. Жена всем своим поведением как бы говорит: я снимаю с тебя эту обязанность, потому что ты не очень это любишь, ты можешь об этом не думать, ты мне доверяешь? С обеих сторон нет претензий. Он этим не занимается по взаимной договоренности.

Освободили, потому что ты этого не любишь, — и ты не можешь этим заниматься, потому что ты в этом ничего не понимаешь. Чувствуете разницу?»

Но как быть, если один из супругов уверен, что деньги нужно потратить на одно, а другой — на другое? Ольга Красникова, психолог-консультант, руководитель психологического центра «Собеседник», помощник ректора Института христианской психологии: «Семейный бюджет — это предмет договора. Супругам с одинаковой системой ценностей гораздо легче договориться.

Но нужно иметь в виду, что иерархия семейных ценностей (исключение — ценности религиозные и духовные) должна быть гибкой, ведь на каждой стадии семейной жизни свои цели и приоритеты (строительство дома, обучение детей, забота о старшем поколении). Единственное, что остается неизменным, — на первом месте всегда стоит жизнь и здоровье членов семьи.

Договариваться — не значит сказать в сердцах «да делай ты как хочешь», уступить, а потом попрекать. Признак здорового общения — когда супруги открыто говорят о своих потребностях, но при этом признают потребности другого, даже если они их не разделяют».

Самое плохое, что может быть в отношениях, это врать и обманывать, считает Александр Колмановский.

Лучше жене, если она любит покупать кофточки, а мужа это крайне раздражает, все-таки не делать этого втихаря, а говорить ему: ты меня прости, я знаю, что ты не очень это любишь, но я не могу удержаться.

Если он продолжает раздражаться, тогда лучше не покупать кофточки до тех пор, пока вы не решите этот вопрос позитивно. Ведь раздражение со стороны супруга — это всегда запрос: покажи, что ты со мной считаешься! Продолжать в такой ситуации покупать кофточки — значит игнорировать этот запрос.

При этом содержательные несовпадения — это нормально. Муж не обязательно должен прыгать от радости, если жена на последние деньги хочет купить сапоги. Это обсуждаемо.

Проблемы начинаются там, где появляются претензии и жесткая интонация: а что, со мной нельзя посчитаться, тебе все равно?»

При этом нередко оказывается, что претензия жены мало денег» вообще не относится к деньгам. На самом деле ей нужно что-то другое — внимание, забота, поддержка. Ольга Красникова: «Капризы — это искаженные потребности.

Человеку одиноко, не хватает внимания, ему бы признать это, попросить другого с ним поговорить, а он, возможно, чтобы не показать своей слабости, начинает изводить другого требованиями: купи то; хочу это. Даже если все его капризы исполнить, он все равно найдет к чему придраться. Результат— взаимное отчуждение.

После такого «общения» одиночество еще сильнее ощущается. Капризам не следует потакать, но важно разобраться, в чем же состоит реальная причина такого поведения супруга».

Ольга Троицкая: «Отношения — это самое главное. Все остальное рассматривается через них. У меня сегодня была на приеме женщина, которая прожила сложную семейную жизнь, с трудным мужем, со всякими бытовыми проблемами. И вот муж умер. И она вдруг только сейчас поняла, как хорошо, тепло и безопасно ей жилось с ним. С его небольшой зарплатой и неурядицами.

У нас есть особенность все ценить задним числом. И мне кажется, нам всем надо потихонечку учиться ценить день сегодняшний».

Источник: https://www.pravmir.ru/muzh-i-zhena-i-semejnyj-byudzhet/

Чьи деньги в доме?

Если жена сама зарабатывает должен ли муж ей давать денег по исламу

Довольно часто между супругами возникают споры относительно доходов, поступающих в их дом. Не могут решить, кто и как имеет право распоряжаться теми или иными деньгами.

В этой статье мы постараемся детально разобрать наиболее часто возникающие вопросы, которые порождают недопонимание и споры. Разъясним, кому и что принадлежит.

Доходы мужа.

Зарплата, выручка или любой иной доход мужа принадлежит ему. И распоряжаться этими финансами имеет право лишь он. Ни жена, ни дети, ни кто-либо ещё не имеют права распоряжаться этими средствами без разрешения на то их хозяина, то есть мужа-отца.

В целом материальное обеспечение семьи Шариат возлагает на мужа. Обязанности мужа по обеспечению своей семьи ограничиваются лишь предоставлением жилья, одежды, соответствующей тому или иному времени года, и продуктами питания.

Качество жилья, одежды и еды определяются в соответствии с материальным достатком мужа и социальным статусом жены.

К примеру, если у неё до замужества была прислуга, муж обязан предоставить ей прислугу.

То, что муж не обеспечивает жену так, как обеспечивают некоторые другие мужья своих жён, то есть не создаёт (или не в состоянии создать) комфортные условия для жизни, не покупает дорогую одежду и тому подобное, не даёт права жене брать что-либо из имущества мужа без его ведома. Из вышесказанного исключаются лишь мелкие расходы, на которые обычно не принято спрашивать разрешения. К мелким расходам можно отнести деньги на покупку хлеба, соли, спичек т.п.

Доходы жены.

Имущество жены принадлежит ей и распоряжаться им имеет право только она.

Её имуществом считается её приданое, махр (свадебный подарок или услуга, предоставляемая женихом невесте), который она получила от мужа, подарки, которые ей преподнесли родственники, друзья, знакомые, зарплата, если она работает, ежемесячное пособие на ребёнка и пособие по уходу за ребёнком (если он имеется) и т.п.

Женщина имеет право распоряжаться своим имуществом так, как ей заблагорассудится. Конечно же, если она расходует его на дозволенное. Она не обязана содержать ни мужа, ни ребёнка, ни даже саму себя. Муж не имеет права не то чтобы распоряжаться её имуществом, но даже как-то подталкивать, вынуждать её к этому.

Хочу обратить внимание на то, что хоть жена и не обязана спрашивать разрешения у мужа, ей рекомендуется, крайне желательно делать это.

Поскольку это может ему не понравиться, расстроить и на этой почве могут в дальнейшем возникнуть недопонимание, ссоры и конфликты, потому что в подобном поведении жены скрывается некоторое неуважение к мужу.

Поэтому, дорогие сёстры, не забывайте, что довольство Всевышнего женщиной в довольстве её мужа! Нередко бывает и так, что муж сбивается с ног, пытается хоть как-то прокормить семью, а жена в это время, имея возможность помочь ему, вместо этого покупает дорогие безделушки, занимается благотворительностью (садака и т.п.), даёт в долг и т.д., оправдываясь тем, что она имеет на это право, потому что тратит свои средства. Это как минимум некрасиво, неэтично и не подобает любящей и уважающей своего мужа жене!

«Общие средства»

Всё, что касается имущества мужа и жены, мы уже знаем, но может возникнуть вопрос об «общих деньгах» – деньгах, которые даются ребёнку.

Деньги и подарки, которые дают детям, уточняя, что это их собственность или же не уточняя, говоря просто, что это садака, также сегодня не менее актуально, чем материнский капитал и деньги, получаемые при рождении ребёнка. Ими как глава семьи распоряжается муж.

Если супруги в разводе и имеют общего ребенка.

Как правило, вопрос о том, с кем должен остаться ребёнок, возникает ещё при появлении предпосылок к разводу. Согласно Шариату, ребёнок до достижения шестилетнего возраста отдаётся на воспитание матери.

Но, несмотря на то, что он находится у матери, его обеспечение полностью ложится на отца! Отец обязан предоставить всё необходимое своему ребёнку! Обеспечивать бывшую жену муж не обязан, кроме как первые три месяца после развода – эти три месяца он содержит и обеспечивает её так же, как обеспечивал и содержал до развода, то есть и жильём, и одеждой, и питанием. Однако бывшая жена имеет право требовать у бывшего супруга, то есть у отца её ребёнка, плату за воспитание ребёнка. По достижении шести лет ребёнку предоставляется право выбора – с кем из родителей он захочет жить, тому его и отдают. Если жена выйдет замуж за другого или переедет в другой город, пусть даже недалеко от города её бывшего мужа и отца ребёнка, то право на воспитание ребёнка опять-таки переходит к отцу ребёнка.

Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/22694

Чем ты недовольна? Я дал тебе всё!

Если жена сама зарабатывает должен ли муж ей давать денег по исламу

В Исламе муж должен обеспечивать жену всем необходимым, будь то еда, одежда, жильё и т. п. Когда женщина выходит замуж, первое, что мужчине следует дать ей после никаха, – это махр, определённая сумма денег или что-то другое, имеющее цену.

О махре желательно упомянуть во время брачного обряда, т. к. это способствует предотвращению лишних споров и недоразумений. Размер махра шариатом специально не оговаривается.

Женщина перед вступлением в брак имеет право просить у мужчины такой махр, какой она только пожелает (если, конечно, на это согласится жених).

Если обе стороны приходят к согласию, то обряд никаха совершают с условием выплаты мужем условленной суммы, после того, как они станут мужем и женой.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) женщинам предписывается требовать для себя в качестве махра хотя бы железное кольцо.

Желательно, чтобы махр был не меньше 10 дирхемов и не превышал бы размера махра, который когда-то давал своим жёнам Пророк (мир ему и благословение).

Махр является собственностью жены, она имеет право делать с ним всё что пожелает. Муж, в свою очередь, не может лишить жену махра или присвоить его.

Отец жены не имеет права требовать махр или уменьшить его в размере после того, как выплата махра стала для мужа его дочери обязательной.

Жена имеет право простить мужу махр, может подарить, уменьшить его в размере, т. е. может распоряжаться им, как и всем остальным своим имуществом.

Умеренность в расходах

Одним из желательных является проявление умеренности в расходах. Не следует расходовать на жён ни слишком мало, ни слишком много, а надо придерживаться середины.

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «…Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих» (сура «Аль-Араф», аят 31).

Ибн Сирин сказал: «Желательно, чтобы мужчина каждую пятницу угощал свою жену сладостями». Мужу следует велеть жене раздавать в качестве милостыни остатки еды, а также всё то, что может испортиться, если будет оставлено дома, и это является нижайшей ступенью блага. В зависимости от обстоятельств женщина может делать это и сама, не дожидаясь разрешения своего мужа.

Но жена ответственна за дом своего супруга, и поэтому ей запрещается давать что-либо значительное из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам.

Однако относительно еды Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если жена отдаст милостыню из пропитания мужа (добытого им), соблюдая при этом меру, она получит за неё вознаграждение, а муж – за то, что он добывал его, и хранителю такое же вознаграждение» (аль-Бухари).

Мужу не следует отбирать для себя лучшую еду, лишая её прочих членов своей семьи, ибо это возбуждает враждебные чувства и препятствует поддержанию добрых отношений.

Однако, расходуя средства на еду, важнее всего помнить о том, что она должна быть дозволенной и что добывать её запретными методами нельзя, а совершение подобных действий является преступлением против семьи, а не проявлением заботы о ней.

После того как жених и невеста стали мужем и женой, согласно шариату, муж должен обеспечивать жену шестью необходимыми вещами.

Первое. Еда, количество которой зависит от состоятельности мужа, причём состоятельность, социальное положение жены значения при этом не имеют. Также не принимается во внимание, ведёт ли жена аскетический образ жизни и как часто соблюдает желательный пост.

Второе. Продукты питания должны быть, как правило, теми, которые распространены в данной местности, например, масло, растительное и сливочное, финики, сыр и пр. Характер питания женщины изменяется в зависимости от времени года. В её рационе должны присутствовать фрукты по сезону. Мужу также следует обеспечивать жену мясом.

Имам аш-Шафии сказал, что от мужчины требуется это делать хотя бы раз в неделю, желательно по пятницам, но можно и чаще, в зависимости от состоятельности. Аль-Багави сказал, что вменяется в обязанность: богатому – ежедневно, человеку среднего достатка – 2–3 раза в неделю, несостоятельному – один раз.

Если в один из дней жена решилась ограничиться хлебом, то это не снимает с мужа обязанностей по предоставлению ей других продуктов питания.

Муж также должен снабдить жену всем необходимым для приготовления пищи, например, посудой и т. п. Если жена, как это принято, ест вместе с мужем за одним столом, то с мужа снимаются обязанности по отдельному обеспечению жены продовольствием.

Третье. Прислуга обязательно предоставляется женщинам, которые привыкли к тому, что подобный порядок существовал в доме отца. По договоренности сторон, если не в состоянии нанять муж, жена может привести с собой свою прежнюю помощницу.

Четвертое. Одежда, которой муж обеспечивает жену, становится её собственностью. Одежда должна соответствовать требованиям шариата и сезону. Летом, например, это платье, брюки, платок, обувь, зимой к этому прилагаются верхняя одежда и теплая обувь и т. п.

Качество и количество одежды зависит от уровня состоятельности мужа. Женская одежда должна обновляться раз в полгода, в начале зимы и лета. Если она пришла в негодность по вине жены, то муж не обязан предоставлять ей новую одежду. Муж должен обеспечить жену постелью, матрасом, одеялом, подушкой и другими необходимыми ей постельными принадлежностями.

Пятое. Предметы гигиены также входят в перечень обязательных. При этом жена не вправе требовать от мужа, чтобы он обеспечил ее косметикой – всё зависит от желания мужа.

Шестое. Муж должен обеспечить жену местом, пригодным для жилья, причём не обязательно, чтобы оно было собственностью мужа, допустимы съём, аренда и пр. Место жительства собственностью жены не становится, а даётся ей в пользование.

Что касается других вещей, то они становятся собственностью жены, она имеет право продать свою еду и одежду, может подарить их и поменять.

Если муж остановился в доме жены или её отца с их разрешения, то он не должен платить за своё проживание на данной площади, за исключением случаев, когда необходимость подобной платы была с ним обговорена заранее или когда хозяева дома не выразили своего согласия с его проживанием вслух.

Если у жены есть место жительства, а муж, не предоставив ей положенную площадь, дал согласие, чтобы она там жила, или оставил жену на её площади по их обоюдному желанию, то он должен выплачивать своей супруге денежную компенсацию за отсутствие собственного жилья по первому её требованию.

Муж имеет право запретить жене всё, что способно принести вред ей и её организму.

Он также имеет право запретить ей заниматься профессиональной деятельностью, но если с его согласия жена работает, то всё ею заработанное является её собственностью, и она имеет полное право, даже без разрешения мужа, в дозволенной шариатом форме расходовать своё имущество, отдавать его, менять и т. п. Собственностью жены, кроме того, что она заработала, является и то имущество, которое она получила в наследство, в подарок и т. д.

Своё имущество она не обязана тратить на детей, семью, дом, еду, одежду – все эти расходы возлагаются на мужа.

Если муж не предоставлял жене что-либо из того, что было перечислено выше, то это должно быть им возмещено впоследствии. Если муж собирается в поездку, то на время своего отсутствия он обязан обеспечить жену всем необходимым.

Мы перечислили всё то, что муж обязан предоставить своей жене и что она, в случае его отказа, имеет право потребовать. Если жена не будет слушаться мужа, то с него снимаются обязанности по её содержанию.

Как было сказано выше, в Исламе женщина имеет право на личное имущество и может распоряжаться им по своему усмотрению, но будет более разумно, если она будет согласовывать свои действия с мужем.

В ситуации, когда супруг, находящийся в долговременной отлучке, не оставил жене денежных средств на расходы, шариат распоряжается его имуществом с целью выделения материального обеспечения для супруги.

В случае же отсутствия имущества или невозможности его использования шариат тем или иным методом оповещает мужа о нарушении супружеских прав и назначает определенный срок для выделения необходимых средств.

Если по истечении срока он не смог выполнить требования шариата, жена имеет право требовать по своей инициативе законный развод.

В такой же степени она имеет право на развод, если муж пропал без вести или выехал в неизвестном направлении, не оставив средств на личные расходы.

(Все вопросы, связанные с разводом, когда его требует жена, должны решаться посредством алима или имама, разбирающихся в таких вопросах.)

Глава семьи, согласно шариату, мудрый попечитель и опытный хозяин, на плечи которого полностью ложится обеспечение материального достатка в семье.

Муж должен обращаться с женой как с равной и не запрещать ей то, что разрешено шариатом. Имеется много хадисов на эту тему.

В одном из них передается, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своим жёнам, а лучше всех из вас к своим жёнам отношусь я» (ат-Тирмизи).

Мужу следует терпеливо выносить обиду, если жена нанесла её ему, снисходительно относиться к ней, когда она сердится, делать ей назидание, читать проповедь, призывать к богобоязненности, предупреждать, чтобы впредь подобное не повторялось.

Необходимо радовать её, обходиться с ней ласково, чтобы её сердце наполнялось счастьем. Муж ни в коем случае не должен унижать жену ни словом, ни делом, не должен оскорблять её родственников и насмехаться над ними.

Если он не любит жену, то он не должен угнетать её, подвергать мучениям, демонстрировать к ней своё отвращение или внушать чувство неуверенности и неопределенности.

Он должен проявлять терпение. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, т. к. если вам не нравится что-либо из её поведения, то довольствуйтесь другими её [хорошими] качествами» (Муслим).

Мужу следует дать супруге необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить. Он обязан всевозможными средствами стараться, чтобы она соблюдала нормы Ислама (совершала намаз, постилась в месяц Рамазан и т. п.), т. к. Всевышний повелел ему это в Коране.

Если мужчина взял более чем одну жену, то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении своего внимания или заботы об их нуждах. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жён, уделит внимание одной больше, чем другой, в Судный день он воскреснет кривобоким» (Абу Давуд).

Источник: http://islamdag.ru/musulmanka/27112

Юрист Тимофеев
Добавить комментарий