44фз заказчик указал конкретные характеристики

Подготовка формы 2 для аукциона по 44-ФЗ: образец документа, правила заполнения, типичные ошибки

44фз заказчик указал конкретные характеристики

Форма 2 является самой важной частью заявки на участие в закупке в формате электронного аукциона. Нередко именно форма 2 используется заказчиком для лоббирования интересов «своего» поставщика и отстранения от торгов неугодных участников: заказчик готовит техническое задание на участие в аукционе так, чтобы максимально усложнить подготовку заявки на участие.

Важность формы 2 сложно недооценить: именно от корректного и правильного заполнения этого документа будет зависеть, допустят ли участника до участия в торгах.

Понятие формы 2 для аукциона

Для того чтобы принять участие в торгах в электронном аукционе, которые проходят на специализированной электронной торговой площадке, участник подает заявку.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Формой 2 называют первую часть заявки на участие в электронном аукционе, хотя это не совсем корректно. Такая заявка по факту состоит из двух частей:

  1. Согласие участника поставить товар, оказать услугу или выполнить работу по требованиям закупки.
  2. Сведения о поставляемых товарах, работах и услугах.

Форма является обезличенной: в ней участник не вправе указывать сведения о себе. Это сделано для снижения рисков злоупотреблений со стороны заказчика.

Требования к заявке на участие в аукционе

Требования к первой части заявки на участие в аукционе содержатся в ч. 3 ст. 66 44-ФЗ.

Унифицированной версии такой формы не предусмотрено, но заказчики часто публикуют в составе закупочной документации рекомендованный образец формы.

Использовать его необязательно, но рекомендовано в целях снижения риска отклонения заявки. Заказчик не вправе требовать от участников обязательного соблюдения указанной формы по ч. 2 ст. 64 44-ФЗ.

В составе заявки на участие в аукционе прописывают:

  • наименование товара;
  • характеристики;
  • единицы измерения;
  • значение, которое установил заказчик;
  • значение, которое предложено участником закупки.

На основании ч. 4 ст. 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в аукционе также может содержать чертежи, эскизы, рисунок, фотографию и пр.

На основании ч. 2 ст. 67 44-ФЗ сроки рассмотрения первых частей заявок по 44-ФЗ не должны превышать 3 дней после окончания срока подачи указанных заявок.

Если НМЦК не более 300 млн р., то сроки рассмотрения заявки на участие находятся в пределах одного рабочего дня.

Рекомендации по заполнению

Перед заполнением формы 2 поставщику следует ознакомиться с требованиями, которые заказчик предъявляет к объекту закупки, и изучить предложенные рекомендации и инструкцию по заполнению заявки. Такие инструкции прилагаются заказчиком в составе закупочной документации.

Практически каждая закупочная документация содержит раздел с техническим заданием. В нем заказчиком описывается объект закупки (товары, работы или услуги), а правила его описания приведены в ст. 33 44-ФЗ. Также заказчик должен руководствоваться ФЗ-135 «О защите конкуренции». В техзадании приводятся требуемые характеристики товара: технические, качественные и эксплуатационные.

Нередко заказчики используют различные уловки для отстранения неугодных кандидатов. Это зрительные, технические и понятийные уловки.

Например, они составляют техзадание в нечитабельном виде, делают документацию слишком запутанной, активно используют нетипичные термины, прописывают числовые значения в буквенном формате, делают умышленные опечатки по тексту, указывают несуществующие ГОСТы, совершают арифметические ошибки и пр. Также затруднит подготовку заявки слишком громоздкое задание: так, максимальный размер техзадания из практики составил 1413 листов.

Иногда заказчики указывают в техническом задании характеристики, которые можно узнать только по результатам испытаний, и они являются избыточными. Не всегда заказчики делают это намеренно: они могут просто скопировать сведения из ГОСТа.

Если заказчик устанавливает избыточные требования, то тем самым он нарушает закон в ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Он не может требовать от участника указания таких характеристик, которые станут доступны только по результатам испытания.

О запрете на избыточные требования ранее высказывались ФАС и МЭР (Письмо ФАС от 2016 г. № ИА/44536/16, Письмо МЭР от 2016 г. №ОГ-Д28-1794).

Только после того, как поставщик убедился, что поставляемый им товар, работа или услуга соответствуют требованиям, он может приступить к заполнению формы 2.

Свойства объекта по форме 2 прописываются заказчиком в техническом задании. Технические требования и нужные заказчику показатели могут быть конкретные или иметь вид диапазона. На основании инструкции заказчик может прописать показатели своих товаров.

При возникновении сложностей и недопонимании требований заказчика участник имеет право направить заказчику запрос на разъяснение сведений закупочной документации. Участник может передать запрос не позднее, чем за три дня до окончания сроков подачи заявки на участие. Участник закупки наделен правом отправки не более трех запросов на разъяснение положений закупочной документации.

Не стоит забывать об отслеживании изменений в закупке. Заказчик может вносить их неограниченное число раз. На основании ч. 6 ст.

65 44-ФЗ заказчик может внести правки в закупочную документацию не позднее, чем за два дня до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В ЕИС также должны размещаться разъяснения заказчика на запросы, поступившие от других участников. В противном случае, заявка может быть отклонена.

Перед отправкой заявки на участие ее следует неоднократно проверить.

Правила заполнения

Форма 2 – это, по сути, переработанное участником закупки техническое задание. Обычно форма 2 имеет табличный формат. Таблица состоит из 4 столбцов:

  1. Наименование товара.
  2. Единица измерения.
  3. Значения по технической документации.
  4. Значения, которые предлагает участник.

Популярность табличной формы при подготовке заявки обусловлена несколькими причинами. Она более наглядна, информация в ней лучше систематизирована, заказчик может сократить время на подготовку и проверку заявки.

К числу стандартных требований к заполнению заявки можно отнести:

  1. Русский язык или приложенный перевод иностранного текста.
  2. Все приложенные документы должны быть легко читабельными.
  3. Сведения из заявки не должны иметь двусмысленных толкований.
  4. Формат А4.
  5. Шрифт не менее 12.
  6. Использование общепринятых обозначений и наименований.
  7. Определенные требования к электронной подписи.

Порядок заполнения формы 2 для участия в электронном аукционе во многом зависит от предмета закупки, а также индивидуальных уникальных характеристик товара (например, товарного знака, патента на изобретения и фирменного наименования):

  1. Закупка работ или услуг. Участником предоставляется только согласие оказать услугу или выполнить определенную работу на условиях технического задания. В заявке, которая подается через ЭТП, для этого часто достаточно поставить галочку в соответствующем поле.
  2. Закупка товаров. Если в отношении поставляемого товара заказчик указал товарный знак, то у участника есть два варианта: поставить именно тот товар, который запрашивается государственным заказчиком, либо поставить эквивалент (критерии отнесения товара к эквивалентному заказчик прописывает в техническом задании на поставку). Заказчик вправе указывать требования в виде поставки конкретного товара с товарным знаком без возможности поставить эквивалент только в ограниченных случаях. В частности, если имеющееся у него оборудование может работать только с определенными расходными материалами, или речь идет о поставке медикаментов по врачебному назначению. Если заказчик не указал на товарный знак товара, то поставщик указывает на конкретные характеристики своего товара и его бренд.
  3. В случае закупки работ или услуг с использованием определенного товара (например, если закупаются ремонтные работы, то прописываются требования к запасным частям). Если в документации указан товарный знак, то в первой части заявки приводится согласие выполнить работу или оказать услугу по требованиям ТЗ или указать на использование эквивалентных товаров.

До 2018 года участники должны быть прописывать страну происхождения товара в форме 2.

Но после внесения изменений заказчик вправе установить требование об указании страны происхождения, только если закупка происходит по правилам национального режима по ст. 14 44-ФЗ.

В случае установки запретов и ограничений вместе с указанием на страну товара во второй части заявки прикладывают документы, подтверждающие СПТ (в частности, сертификат по форме СТ-1 или экспертный акт Торгово-Промышленной палаты).

В случае если закупка попала под условия допуска иностранных товаров по Приказу Минфина №126н от 2018 года, то страна просто указывается в форме 2 без подтверждающих документов.

Образец формы 2 для участия в закупке в виде аукциона можно посмотреть по ссылке.

С июля 2019 года вступили в силу изменения по ФЗ-71, который дополнил положения ст. 66 44-ФЗ. Теперь конкретные характеристики поставляемых товара, услуги или работы можно не указывать при наличии проектной документации по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Участнику достаточно выразить согласие на выполнение работ на условиях проектной документации.

Наиболее распространенные ошибки

Неправильное заполнение формы 2 участником аукциона грозит ему отстранением от участия в торгах. Типичными ошибками являются:

  1. Участник не указал конкретные показатели продукции и продублировал диапазон значений, указанный в техзадании заказчика. Заказчик использует в техническом задании такие слова, как «не более», «не менее», но участник должен указать конкретные параметры.
  2. Сведения не отвечает требованиям ТЗ.
  3. Не была указана страна происхождения в случаях, когда это было обязательно.
  4. Представлены ложные сведения о товарах, работах и услугах. По этой причине участника могут включить в реестр недобросовестных поставщиков.

Перечень случаев, когда заявку могут отклонить, нередко прописан в инструкции, подготовленной заказчиком.

Причины отклонения заявок

На основании ч. 4 ст. 67 44-ФЗ участника аукциона могут не допустить до участия в торгах в таких ситуациях:

  1. Если он не предоставил информацию по ч. 3 ст. 66 44-ФЗ. Например, не указал товарный знак поставляемого товара, производителя и пр.
  2. Если заявка участника не соответствовала представленному техническому заданию и требованиям документации.

При отклонении заявки заказчик обязательно указывает конкретный пункт законодательства, по которому он отказал участнику в допуске. При отсутствии такого указания отклонение заявки не обосновано и может стать поводом для подачи жалобы в ФАС.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/forma-2.html

Отклонения аукционных заявок по первым частям (44-фз)

44фз заказчик указал конкретные характеристики

Начало статьи

Отклонения заявок по первым частям составляют львиную долю (90-95%) всех отклонений.

За что же может отклонить заявку заказчик, если в составе первой части заявок должны представляться только Согласие на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг и конкретные показатели товара (Рекомендованная форма 2)? В настоящее время все федеральные ЭТП оснащены программно-аппаратными средствами, генерирующими Согласие в процессе подачи заявки.

Участнику достаточно лишь подписать его. А если он забудет сделать это, заявку отправить не удастся. Остаются конкретные показатели. Вот здесь возможности заказчика в плане отклонения велики, хотя и не безграничны. Особенно это касается случаев, когда тендер заказной. О том, как некоторые заказчики пользуются этими возможностями описано ниже.

  1. Если перечень требующихся заказчику в рамках закупки товаров большой, заказчику не надо специально шифровать форму 2. Увидев огромную форму 2 страниц на 150, а то и больше (объем формы 2 может достигать 800-1000 страниц), ни один из участников в здравом уме не возьмется её заполнять. В таком объеме каждый участник непременно допустит хотя бы одну (а то и не одну) критическую неточность, за что можно будет отклонить всех «лишних» участников. Правда, заказчик не имеет права включать в форму несуществующий товар. При наличии требований к несуществующему товару в форме 2 участники как правило подают жалобы на документацию, ФАС заставляет заказчика провести повторное размещение процедуры, и форма 2 «худеет».

Пример о установлении Заказчиком требований к товарам отсутствующим в смете

При заполнении формы 2 к аукционной заявке на поставку металлоизделий Заказчик указал в форме 2 требования к отсутствующим в сметной документации швеллерам и балкам.

Документация была обжалована в ФАСе, её комиссия заставила заказчика привести документацию в соответствие законодательным требованиям.

Заказчик произвел повторное размещение процедуры на ЭТП, при этом объем формы 2 уменьшился с 60-ти до 40-ка страниц.

  1. Если перечень требующихся заказчику в рамках закупки товаров невелик, а, соответственно, и в форме 2 страниц немного, заказчик постарается её основательно зашифровать. Допуск в таком случае будет зависеть от мастерства контрактной службы заказчика и профессионализма специалистов, заполняющих формы 2 со стороны участников. Палки в колеса участникам он начинает ставить еще на этапе выбора формата публикации формы 2. Ничто не мешает заказчику разместить форму 2 в формате doc или docx. Однако он публикует её в формате pdf. И это еще полбеды, ведь имеются программы, которые позволяют конвертировать форму 2 из формата pdf doc или docx без (или почти без) искажений и заполнять уже в Word. Гораздо хуже, когда заказчик размещает форму 2 в сканированном pdf-формате. Здесь программы редактирования в pdf капитулируют. Приходится сначала распознавать текст. Вот-на этом-то этапе привносятся ошибки. Например, тройка превращается в восьмерку, пятерка в шестерку, буква «ш» в «щ», «а» в «о» и т.д. Участнику приходится нанимать машинистку для набивки текста в формате Word, но она тоже может ошибиться, тем более если задание срочное. Другим способом является копирование информации из сканированной таблицы по ячейкам и вставка в таблицу Word. Если, на одной странице формата А4 размещается больше сотни ячеек таблицы, а страниц в форме десятки, легко представить себе какой это труд. Такие уловки отбивают желание готовить заявку у лишних участников, по крайней мере, у некоторых. Заставить заказчика опубликовать нормальную документацию через ФАС удается редко, особенно если информацию из формы 2 её удается скопировать обычными программными средствами.

Пример о размещении Заказчиком сканированной формы 2 

Заказчик разместил в составе заявки сканированную форму 2, объемом 80 страниц. Участником была подана жалоба на документацию ФАС.

Член комиссии произвел выборочное копирование информации из нескольких ячеек таблицы формы 2 и пришел к выводу, что форма 2 копируется общедоступными средствами и жалоба участника не обоснована.

В результате участник, который подавал вместо заявки жалобу на документацию пропустил аукцион.

  1. Еще один способ заказчика усложнить жизнь участникам – разместить форму 2 не в таблице, а в виде обычного текста. Хорошо еще, если этот текст сгруппирован под одним названием, а бывает, что заказчик растворяет его в документации. В этом случае вероятность допуска существенно снижается, ведь какое-то требование заказчика очень легко не заметить. А оспорить в ФАСе документацию очень непросто. Ведь форма два так и называется – «рекомендованная». Заказчик может назвать ее как угодно, и размещать требования к товарам он не обязан в табличной форме и в одном документе.

Пример о том как Заказчик прятал требования к товарам по всей аукционной документации

Заказчик разместил в составе аукционной заявки на поставку стройматериалов требования к конкретным показателям не в виде формы 2, а распределил их по аукционной документации.

В результате все лишние участники были отклонены: один не указал рабочую температуру шпатлевки, другой расход краски, третий условия хранения, поскольку эти требования находились на разных страницах аукционной документации, а формы 2 как таковой не было. Обжалование не производилось ввиду бесперспективности.

  1. Отклонение форм 2 за внесение изменений участниками в «неприкасаемые» колонки таблиц форм 2 имеет место достаточно часто. Как правило, аукционная документация разрешает участникам заполнять разделы «предложение» и «товарные знаки». А что делать если явные неточности обнаружены в графе «размерность» или «требуемые характеристики»? В таких случаях следует подавать запрос разъяснений заказчику. А если времени нет? Автор поступает так. Обнаружив в графе «размерность» неточности, он исправляет её, при этом делает под таблицей сноску, где уведомляет заказчика, что его размерность не соответствует Постановлению Правительства о допустимых к применению метрических единицах от 31.10.2009 г. № 879. Что же касается в неточностях в названиях параметров, характеристик, не заменяет их правильными, а просто указывает в скобках в колонке «предложение» правильные наименования. Также, если в колонке «наименование товара» заказчик некорректно укажет страну происхождения (например, «Франция» вместо «Французская Республика») автор всегда указывает страну происхождения корректно, в соответствии с международным классификатором. Впрочем, заказчик не имеет права отклонять заявки, если не пропишет в документации, что, например, размерность должна соответствовать Постановлению Правительства о допустимых к применению метрических единицах от 31.10.2009 г. № 879, а названия стран происхождения – международному классификатору. Отстоять свою позицию в ФАСе он в случае обжалования отклонения участником вряд ли сумеет.

Пример о использовании Заказчиком требования 44 ФЗ к эквивалентности товара

Заказчик указал в «неприкасаемой» колонке формы 2 аукционной заявки, что ему требуются товары с такими-то товарными знаками или эквиваленты. Участник привел товарные знаки в своей колонке «наименования товара, а «неприкасаемую» колонку заказчика трогать не стал, поскольку это запрещала Инструкция.

Тем не менее заявка была отклонена именно из-за оставления в неприкасаемой колонке слов «или эквивалент». Обжалование участником отклонения заявки в ФАСе ни к чему не привело.

Можно не сомневаться, что, если бы участник отредактировал «неприкасаемую» колонку, заказчик бы тоже отклонил его заявку, но по другому основанию – за нарушение инструкции. Аукцион явно был «заказным».

  1. Несоблюдение Инструкции при заполнении формы 2, чревато отклонением заявки по первой части. В Инструкции заказчик должен пояснить назначение всех символов, которыми он пользуется при описании объекта закупки, а также перечислить исключения из своих правил (при наличии исключений). В отдельных регионах описание объекта закупки регулируются дополнительными правилами, соответственно, формы 2 унифицированы и заполнять их легче. В частности, в формах 2, подготовленных «Департаментом по конкурентной политике» квадратные скобки означают «неизменяемый показатель», запятая означает «и», точка с запятой – «или», тире – диапазон без включения граничных показателей, многоточие – тоже диапазон. Символ «*» разрешает включать граничные показатели. Но заказчики не обязаны обращаться в подобные организации по поводу подготовки аукционной документации, и, если они готовят формы 2 своими силами, участники могут встретить совсем иное назначение символов, перечисленных выше. Поэтому им надо перед заполнением каждой формы 2 внимательно читать Инструкции к ней, а также все сноски в них в и форме 2, если они есть. Что делать, если соблюдение Инструкции противоречит заявленному нормативному документу? Подать запрос разъяснений заказчику. Скорее всего он признает техническую ошибку. Если заупрямится, можно обжаловать документацию в ФАСе, где его наставят на путь истинный. А что делать, если времени на подачу запроса разъяснений нет, а жаловаться на документацию не хочется? Ведь «снос» процедуры в случае признания жалобы обоснованной, не всегда удобен для участника? Автор в подобных случаях всегда отдает предпочтение нормативным документам, если они были заявлены для конкретного товара, и не помнит случая, когда заказчик решился бы отклонить заявку за нарушение его Инструкции. Если же нормативный документ не заявлен, автор не нарушает Инструкцию, поскольку это чревато отклонением.

Пример о установлении требований Заказчика к диапазонам и конкретным значениям

В форме 2 к заявке на поставку стройматериалов, было указано, что длина электродов должна находиться в пределах 4-6 мм. В Инструкции заказчика было указано, что знак «-» означает диапазон без права включения граничных показателей. В заявленном заказчиком ГОСТе в отношении раздела электрода по совокупности требований подходили только электроды, диаметром 5 мм.

Получалось, что участник должен либо нарушить Инструкцию, либо нарушить заявленный заказчиком ГОСТ и предложить несуществующие на рынке электроды. Был подан запрос разъяснений. Заказчик объяснил несоответствие технической ошибкой и заявил, что данный пункт аукционная комиссия не будет учитывать при рассмотрении заявок. Проблема нарушения Инструкции снялась сама собой.

Пример о несоответствии требований Заказчика требованиям ГОСТ

В форме 2 к заявке на поставку мазута, было указано, что плотность мазута М40 должна быть (955-965)* кг/м3. ГОСТ заявлен не был.

В инструкции было указано, что знак «-» означает диапазон, а символ «*» дает право включения граничных показателей. Специалисты фирм-участников представили плотность в виде конкретного значения.

Все заявки были отклонены, аукцион не состоялся. Обжалование отклонения не производилось ввиду бесперспективности.

Пример о необходимости соблюдения требований инструкции Заказчика

В форме 2 к аукционной заявке на поставку растворителя, было указано, что цвет растворителя: [желтоватая или прозрачная жидкость], что соответствовало заявленному ГОСТу.

В Инструкции было пояснено, что квадратные скобки означают «неизменяемый показатель». Участник указал в форме 2: «желтоватая жидкость». Заявка была отклонена.

Обжалование отклонения не производилось ввиду бесперспективности.

Продолжение статьи

Источник: https://44fzrf.ru/otkloneniya-auktsionnyih-zayavok-po-pervyim-chastyam-44-fz/

Заказчики тоже ошибаются (наиболее часто встречающиеся ошибки госзаказчиков)

44фз заказчик указал конкретные характеристики

Эксперты Кредитно-Страхового агентства приводят наиболее часто встречающиеся на практике ошибки государственных заказчиков при проведении закупочных процедур по закону № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд”. Данная статья может быть полезна как сотрудникам заказчиков, занимающимся подготовкой закупочной документации, так и исполнителям госконтрактов, которые хотят знать и отстаивать свои права.

1. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки.

При этом требования непосредственно инструкции в законе отсутствуют.

 Поэтому на практике некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием в тексте документации инструкции, содержащей общие положения.

Федеральная антимонопольная служба категорически не согласна с таким положением дел и считает отсутствие формально разработанную инструкцию нарушением закона «О контрактной системе».

По мнению ФАС положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, а также порядок их заполнения.

Позиция ФАС и требования к инструкции по заполнению по заполнению заявки изложены в письме ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

2. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение обычно встречается в двух формах:

– закупочная документация содержит требования по поставке товара с определенными характеристиками, которым в точности отвечает товар одного из поставщиков. Например, речь может идти о требованиях по комплектности товара, его упаковке, расфасовке и т.п.

– в документации на закупку используются критерии оценки заявок, необоснованно создающие преимущества определенным поставщикам – наличие опыта исполнения контрактов на территории одного населенного пункта, наличие на балансе компании оборудования и материальных ресурсов, наличие в штате специалистов редкой специальности и т.п.

Присутствие в закупочной документации таких требований свидетельствует об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может являться основанием для подачи жалобы в ФАС на нарушение требований закона «О контрактной системе в сфере закупок» и антимонопольного законодательства.

3. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование одного конкретного производителя, страны происхождения и торговую марку товара, не указывая на возможность поставки эквивалентного товара.

Это возможно и допустимо только в тех случаях, когда заказчик может обосновать необходимость поставки такого товара. Например, использованием ранее приобретенной другой продукции той же марки или того же производителя. Или если необходимость применения такого товара предусмотрено технической документацией на оборудование, имеющееся у заказчика.

В иных случаях, указание в закупочной документации на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели замене не подлежат. Отсутствие параметров эквивалентности законодательство не допускает.

4. Размещение не копируемой документации

На практике нередко встречаются случаи, когда заказчик размещает закупочную документацию в форматах, не позволяющих осуществить ее копирование («*pdf», «*bmp», «*gif», «*jpeg» и др.).
В этом случае существенно возрастают трудозатраты участников на заполнение заявки, увеличиваются сроки подготовки заявок, повышается вероятность опечаток.

Федеральная антимонопольная служба считает, что размещение закупочной документации в не копируемом или не редактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», ограничивает конкуренцию и может создавать преимущества для «своих» поставщиков.

Источник: https://kb52.ru/articles/267-zakazchiki-tozhe-oshibayutsya

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

44фз заказчик указал конкретные характеристики

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1635

10 ошибок поставщиков при участии в закупках по Закону № 44-ФЗ

44фз заказчик указал конкретные характеристики

Основные ошибки участников закупки можно разделить на ошибки на стадии подачи заявки и ошибки на стадии заключения и исполнения контракта.

Ошибки на стадии подачи заявки

Подача заявки — это ответственный шаг. Участник закупки должен в ограниченный период времени оценить свои возможности выполнения контракта, оценить экономическую целесообразность заключения контракта и возможную минимальную цену, по которой участник готов заключить контракт, собрать все необходимые документы для подачи в составе заявки, а также заполнить саму заявку.

1. Заполнение заявки без учёта инструкции, разработанной заказчиком

Законом № 44-ФЗ допускается право заказчика использовать указание на товарный знак при условии сопровождения словами «или эквивалент». Если участник закупки согласен поставить товар с товарным знаком, указанным заказчиком, то конкретные показатели товара в заявке указывать не требуется — достаточно выразить своё согласие на поставку такого товара.

Однако, в рамках проведения электронного аукциона заказчики не всегда указывают товарный знак, либо к поставке участник закупки предлагает товар, являющийся эквивалентом, указанному в документации о закупке.

В таком случае, Законом № 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки должен указать конкретные характеристики товара.

В заявке нельзя использовать слова «от», «до», «менее», «более», «должно быть» или «допускается», если они не предусмотрены ГОСТом или ТУ.

Участник закупки обязан руководствоваться инструкцией заказчика по заполнению заявки.

Нередко, инструкции по заполнению заявки написаны сложным языком, могут запутать неопытного участника закупки, поэтому описанию характеристик товара следует уделить львиную долю времени при подготовке заявки.

Пример: Решение ФАС России от 25.04.2018 по делу № К-2-57-5123/77-18 (номер закупки в ЕИС 0373200041518000259)

2. Отсутствие в заявке конкретных характеристик товара, заявка содержит только согласие на поставку товара

При проведении электронного аукциона предусмотрено, что первая часть заявки при поставке товара должна содержать:

  • согласие на поставку товара;
  • наименование страны происхождения товара (в случае применения нацрежима);
  • конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при наличии).

Часто участники, ознакомившись с техзаданием, дают лишь согласие на поставку товара. Вместе с тем, если заказчиком в документации не указан товарный знак (или поставляется эквивалентный товар), то участник в обязательном порядке должен представить конкретные показатели товара. В противном случае заявка такого участника будет обоснованно отклонена.

Пример: Решение Иркутского УФАС России от 28.09.2017 по делу № 985 (номер закупки в ЕИС 0534600007717000003)

3. Технические ошибки при заполнении заявки

Причиной отклонения нередко являются технические ошибки, описки в заявке участника закупки.

Например, при описании характеристик поставляемого компьютерного стола участник закупки забыл указать единицы изменения (сантиметры) и заказчику лишь остаётся догадываться, что значит в заявке «ширина 20». В такой ситуации заявка подлежит отклонению.

При заполнении заявки важно быть внимательным и готовиться к тендерам заранее.

Пример: Решение ФАС России от 24.11.2015 по делу № К-1600/15 (номер закупки в ЕИС 0175100000815000083)

4. Отсутствие указания в заявке на страну происхождения товара

Одна из распространенных ошибок участников — отсутствие в заявке наименования страны происхождения товара в случае, если для закупки установлен «национальный режим». Отсутствие такой информации служит основанием для отклонения заявки.

Если же участник перечислил несколько стран происхождения товара, у комиссии заказчика нет оснований для отклонения такой заявки.

Такой позиции придерживается Верховный суд РФ (определение Верховного суда РФ от 20.06.2017 № 306-КГ17-552). По мнению суда, страной происхождения считают страну, в которой товары полностью произвели или подвергли достаточной обработке. При этом под страной происхождения может быть группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны.

Пример: Решение ФАС России от 20.12.2016 по делу № К-2023/16 (номер закупки в ЕИС 0273100000716000056)

5. Участник, находящийся на УСН, считает, что заказчик обязан исключить НДС из цены контракта

Любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и находится на упрощенке, вправе участвовать в закупках. При этом цена контракта может включать НДС.

В данной ситуации поставщики нередко приходят к выводу, что если они находятся на УСН, то цена контракта включать НДС не будет. Однако, данное мнение является ошибочным.

Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

Выиграв тендер и взяв на себя обязательство перечислить НДС в бюджет, поставщик может оказаться в убытке. Так что перед участием в закупке следует тщательно изучить документацию.

Позиция по рассмотренному вопросу изложена в том числе в письме Минфина от 08.02.2018 № 24-03-07/7701.

Пример: Решение ФАС России от 09.04.2018 по делу № 18/44/105/289 (номер закупки в ЕИС 0173100009218000024)

6. Отсутствие в заявке необходимых документов

Заказчики вправе отклонить заявку участника, если в ней не предоставлены в полном объёме документы, определенные во второй части заявки (декларации, свидетельства, лицензии, акты ввода объектов в эксплуатацию и пр.).

Например, если заказчик осуществляет закупки среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в подтверждение принадлежности к данной категории участник закупки представляет соответствующие документы.

Пример: Решение ФАС России от 22.05.2017 по делу № К-612/17 (номер закупки в ЕИС 0173100008317000033)

Ошибки и на стадии заключения и исполнения контракта

Признание победителем процедуры определения поставщика ещё не гарантирует участнику закупки заключение контракта. Подводные камни поджидают поставщиков и на этом этапе. Важно не только успеть заключить контракт в срок, установленный Законом № 44-ФЗ, но и представить необходимые документы и обеспечение исполнения контракта.

7. Несоблюдение сроков заключения контракта

Сроки подписания контракта установлены положениями статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ. Указанные сроки должны строго соблюдаться.

Нарушение сроков, в которые контракт должен быть подписан победителем и передан заказчику несёт для участника риск быть включенным в Реестр недобросовестных поставщиков.

Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность подписать контракт с нарушившим сроки для подписания контракта участником закупки, даже если такая просрочка обусловлена объективными причинами.

Пример: Решение ФАС России от 18.08.2017 по делу № К-1064/17 (номер закупки в ЕИС 0173100010917000045)

8. Непредставление заказчику надлежащего обеспечения исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта предоставляется в момент подписания документа. Без предоставления обеспечения контракт не может быть подписан. Поэтому, выиграв торги, нужно сразу же позаботиться о его предоставлении.

Непредставленное вовремя обеспечение — основание для включения сведений о поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков.

В качестве обеспечения исполнения контракта участник может:

  • внести денежные средства на счет заказчика;
  • предоставить банковскую гарантию.

Какой из этих способов выбрать, решать поставщику. Однако, выбирая в качестве способа внесения обеспечения банковскую гарантию важно знать, что одной из основных причин отказа заказчика заключить контракт является предоставление банковской гарантии по форме и содержанию, не удовлетворяющим заказчика.

Нельзя забывать и о предоставлении повышенного обеспечения в случае, если предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Размер обеспечения с учётом антидемпинговых мер равен полутора обеспечения исполнения контракта, установленного документацией.

Совет участникам: обеспечение контракта следует готовить заранее. Если отведённый Законом № 44-ФЗ срок будет пропущен, это повлечет негативные последствия, связанные с исключением из закупочной деятельности сроком на два года.

Пример: Решение Башкортостанского УФАС России от 26.02.2018 № ГЗ-183/18 (номер закупки в ЕИС 0301300126518000001)

9. Невнимательное изучение подписанного контракта

Подписывая контракт, поставщик принимает на себя все обязательства, прописанные в контракте. Невнимательное чтение контракта может привести к тому, что поставщик не заметит обременительные или ухудшающие его положение условия.

Иногда бывает, что в извещении, техзадании и контракте есть противоречивые условия закупки. На этапе проведения закупки это может не выявиться. И если поставщик подпишет контракт, детально его не изучив, значит, он согласится с его условиями. И останется только два варианта: выполнить невыгодные условия или расторгнуть контракт со всеми последующими рисками.

В этой связи, перед заключением контракта в обязательном порядке следует проверить соответствие условий направленного заказчиком контракта условиям закупочной документации и условиям, предложенным в заявке.

Самые главные условия, которые нужно проверить перед подписанием контракта:

  • цена контракта;
  • сроки и объёмы поставки;
  • порядок и условия оплаты по контракту;
  • размеры штрафных санкций.

Скрупулёзное изучение проекта контракта позволит уйти от взаимных претензий по исполнению контракта и избежать риск несения финансовой и административной ответственности.

Пример: Решение ФАС России от 06.12.2017 № ВП-581/17 (номер закупки в ЕИС 0156100008917000094)

На стадии исполнения контракта участника закупки также могут поджидать неприятности. Пожалуй, здесь можно выделить одну, самую значимую ошибку.

10. Поставка товара по контракту с характеристиками отличными от указанных в контракте

В данном случае мы не ставим под сомнение добросовестность исполнителя контракта.

В работе практически любого поставщика может сложиться ситуация, когда товар, который необходимо поставить, временно недоступен, перестал производиться или цена в закупке на него существенно выросла, что делает выполнение контракта нерентабельным.

Разумным представляется поставка иного товара с максимально приближенными характеристиками к требованиям заказчика.

Однако, заказчик имеет право принять иной товар только с улучшенными характеристиками.

Если же исполнитель поставит товар, который не соответствует хотя бы одной характеристике, из указанных в контракте, или произведён в иной стране, не указанной в заявке победителя, то с большой долей вероятности заказчик не примет такой товар, контракт будет расторгнут в одностороннем порядке, а сведения о таком поставщике будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Пример: Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 № 307-КГ16-18487 по делу № А66-10560/2015 (номер закупки в ЕИС 0136200003614005385).

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1634

Юрист Тимофеев
Добавить комментарий